Enigma Enigma

Tetiana Popova

2021-08-20 05:00:46 eye-2 3485   — comment 0

Афганистан и беженцы

Итоги недели Татьяна Попова подвела с Игорем Соловьем – журналистом международником и аналитиком Агентства международных исследований.

Полную версию смотрите здесь: 

Попова: Афганистан. Чего ожидать вообще от талибов? И накроет ли волна беженцев ЕС? Потому что это то, что сейчас активно муссируется в российских СМИ. Они прям радуются, что будет новая волна беженцев. Но остается еще одна не покорившаяся талибам провинция Панджшер, которая пока сопротивляется, и вице-президент Амрулла Салех, заявил, что после бегства президента Афганистана, он теперь будет исполняющим обязанности главы страны. И вот он тоже скрылся в этой провинции, там же скрылся Ахмад Масуд, сын влиятельного лидера Афганистана Ахмада Шаха Масуда и еще несколько политиков. Как ты думаешь, как долго продержится и будет сопротивляться провинция Панджшер, и не вызовет ли это гражданскую войну?

Соловей: Ну по Афганистану сейчас, конечно же все внимание мирового сообщества приковано именно к этой стране. Многие страны отложили первоочередные задачи, и занимаются только сейчас Афганистаном, и связанными вопросами этих стран с Афганистаном. Что касается внутренней ситуации в этой стране, конечно, она еще далека от стабилизации. Мы видим некие разногласия между заявлениями Талибана и между их реальными действиями. Что я имею в виду, имеется в виду что публично они вроде заявляют, что они будут более мягкими, чем были раньше, например, когда были при власти несколько десятков лет назад. То есть соблюдать права женщин, ну и другие вопросы связанные со СМИ, но по факту мы видим, на местах отход от этих заявлений, мы видим насилие, ничего удивительного нет, Талибан это не столько организованная армия, а сколько множество разрозненных, ну такая «махновщина», которой не всегда просто управлять, только одними пресс-конференциями и заявления писать на пресс-конференциях. Поэтому Афганистан далек от стабилизации, будут проходить разные еще и стычки, и я не думаю, что они будут такими мирными как их заявляют, в силу того что внутри много очень разных интересов. Но, конечно, политическое руководство Талибана хочет показать себя более сдержанным, более светским скажем так, ну даже не светским, это не правильное слово, более современными, так бы слово это сказал. Потому что им нужно какое-то признание, им нужно признание как минимум соседних стран, желательно каких-то стран ООН, и конечно они ищут союзников, союзниками в этом у них уже «нарисовались» в первую очередь Россия, Китай и Иран, вот они как раз будут продвигать это признание. По поводу беженцев…

Попова: Иран, или Пакистан? По-моему, ты путаешь? Пакистан?

Соловей: Пакистан и Иран 

Попова: Талибы, они долгое время были вообще на территории Пакистана, собственно, там скрывались. Скажи, а как ты считаешь, Россия сейчас так радостно празднует победу над Америкой, насколько она реально имеет для этого основания?

Соловей:  Тут есть два момента, россияне празднуют победу, вернее не так, они празднуют поражение Америки в Афганистане медийное, потому что вот решение конечно о выводе было правильным, но вот организация вывода, она немножко ни логистически, ни медийно не продумана, она пошла не так, как планировалось, поэтому конечно эти кадры падающих, вернее сначала сидящих на шасси самолетов афганцев, а потом падающих с самолета на взлете, они конечно обошли весь мир. И русские, конечно, очень ехидно это освещают, они наслаждаются таким медийным поражением США.

С точки зрения интересов в более стратегических, глобальных, конечно русские еще столкнутся с проблемами, поскольку граница ОДКБ, у Афганистана есть границы с ОДКБ, которые организовала Россия, и Россия уже объявила о неких там совместных учениях, на границе Таджикистана с Афганистаном, собственно говоря, они конечно опасаются потока этих беженцев и распространения наиболее радикальных членов Талибана и некоторых участников Игила, Алькаиды, на территорию дальше Средней Азии, поэтому с одной стороны они конечно это медийно осуждают, но с другой стороны готовятся к тому, что надо будет организовывать заслон Талибану и другим исламистам на границе Таджикистана и соседних стран с Афганистаном.

Попова: А вот твое мнение о потенциале этих таджикских общин с Ахмад Масудом во главе и Амрулла Салехом - вице-президентом, насколько они смогут продолжать сопротивление Талибану в этой провинции Панджшер?

Соловей: Я не думаю, что, во-первых, пока за это большая часть Афганистана, занята столица, какой-то бунтарский регион «погоду не сделает». Поэтому рано или поздно с ним или договорятся или его закопают ну не «в асфальт», но загонят в пещеры, и точно вот этот регион и движение не будет влиять на ситуацию вообще во всем Афганистане, они не будут «делать погоду». 

2.Попова: МВД Литвы заявило о том, что происходят провокации со стороны Минска, когда 12 белорусских пограничников незаконно пересекли литовскую границу для того, чтобы оставить там нелегальных мигрантов вытесняя в Литву нелегальных мигрантов.  МИД Литвы заявил ноту протеста, это такая новая, мне кажется, эскалация по поводу беженцев, которая происходит на границах Евросоюза. Кто на твой взгляд за этим всем стоит, зачем это делает Лукашенко?

Соловей: ну тут все очень просто, за этим стоит Лукашенко. Притом стоит, как публично, поскольку ранее он уже угрожал Евросоюзу тем, что прекратит отлавливать беженцев, наркотрафик и все остальное, и будет пускать это дальше в Евросоюз. Теперь он реализовал эти угрозы уже, что называется на практике и мало того, что перестал отлавливать, так он еще возглавил это процесс. Что означает возглавил? Ну во-первых очень резко выросло количество авиарейсов из Багдада и других Азиатских стран в Минск. Во-вторых, у беженцев почему-то не возникло никаких проблем с документами. И, в-третьих, все многочисленные факты, задокументированное видео и фото, когда белорусские пограничники прямо сопровождают беженцев на границу, и не только к Литве, а и вот сейчас Польша, об этом бьет во все колокола, что они тоже фиксируют увеличение количества нелегальных мигрантов. Плюс есть, я читал что есть факт, уже установленный в том, что документы оформляло некое госпредприятие, которое близко к администрации президента Лукашенко. То есть на лицо, организация потока нелегальных мигрантов в Евросоюз. Зачем это делает Лукашенко, ну это создание элемента для торгов с Евросоюзом, по поводу дальнейших отношений, чтобы Евросоюз снял санкции в обмен на то, что Лукашенко прекратит поток мигрантов. Мелкие шантаж, я не думаю, что, это у него получится, Лукашенко стал настолько токсичным, что ему уже мало кто верит, два раза ему уже поверили, на третий раз это уже не действует. Этот финт с мигрантами ему уже не поможет.

Попова: Ты думаешь, что России в этом всем нет? Там же были еще митинги в Вильнюсе. Которые были кем-то подзужены, организованы, потом были сбежавшие из лагеря мигрантов тоже люди. Думаешь, что это сугубо проект Лукашенко, личный?

Соловей: ну тут как них странно Россия не очень заинтересована в увеличении количества нелегальных мигрантов Беларусь. Объясню почему, потому что, если с Польшей там и странами Балтии есть хоть какая-то граница, то с Россией эта граница, она вообще виртуальная, и никто не может гарантировать, что, если эти мигранты не попадают в Евросоюз, они не поедут дальше Россию.

Попова: Но пока что пытаются зайти в Евросоюз, почему-то не в Россию же он идут. И вопрос насколько белорусская разведка могла организовывать что-то на территории Литвы сама, тут большой вопрос.

Соловей: Рано или поздно этот процесс будет все-таки остановленный там, или хотя бы сведен к минимуму. А куда деваться остальным, которые уже приехали, это уже вопрос, поскольку мало кто, все белорусские независимые эксперты оставшиеся, говорят о том, что за всю историю до сих пор, мигранты не рассматривались Беларусь, как территорию для постоянного нахождения. Это было как с чеченцами, которые убегали от войны в России, все рассматривали Беларусь только как плацдарм для дальнейшего проникновения в Европу.

Попова: Смотри, еще одна новость этой недели. В Британии опубликовали расследование о преступлениях боевиков ЧВК Вагнера в Ливии. Напомню, это частная военная компания, которая принадлежит «повару» Путина Евгению Пригожину. И они публиковали там виды вооружения, данные с какого-то носителя, где было указано сколько их, какое оружие им поступает итд. Но и понятно становится что, это оружие не могло быть просто куплено в ближайшем военторге. Это явно оружие, которым пользуется Минобороны Российской федерации. Что ты думаешь об этом расследовании?

Соловей: Ну это очевидно, ЧВК Вагнера не является никакой независимой организацией и частной военной компанией. Это просто, скажем так, силовое отделение главного управления военной разведки Российской федерации. Какой-то один из «пальцев» коррумпированной руки Москвы. Поэтому, конечно, у этих «вагнеровцев» и оружие со складов Минобороны, и подготовка со стороны профессиональных инструкторов, действующих инструкторов, и тренировки проходят на их базе. Поэтому, конечно, участие россиян в конфликтах в Ливии, в других регионах, где их замечают, это продолжение внешней политики Российской Федерации.

Продолжение читайте в следующем блоге.

Підписуйтесь на наш Telegram канал Enigma