Последняя теория, о которой бы хотелось поговорить в заключение темы 4-й части (здесь) – это теория подталкивания. Ею, конечно, теории, имеющие отношение к пропаганде, не исчерпываются, но я постарался изложить в предыдущих частях основные и, на мой взгляд, наиболее «работающие» в современном мире.
Теория подталкивания
Это необычная теория имеет отношение даже не к пропаганде, как таковой, а скорее к психологии, экономике, государственной политике. Объединяет ее с пропагандой системная общность – целенаправленное воздействие на человека с целью принятия им суждения, решения или выполнения действия, «выгодного» тому, кто воздействует. Теория подталкивания (nudge theory) предполагает, что на групповые и индивидуальные суждения и решения можно воздействовать методом положительного подкрепления и не прямых указаний, а через подталкивание. Она была опубликована в книге Р. Талера и К. Санстейна «Nudge. Как улучшить наши решения о здоровье, благосостоянии и счастье», в 2008 г. Ее суть авторы обозначили так:
«Подталкивание, как мы его будем далее называть, — это любой аспект процесса принятия решения, который побуждает людей изменять свое поведение определенным образом, не внося никаких ограничений в возможности выбора».
Талер, кстати лауреат Нобелевской премии, называл ее либертарианским патернализмом, и она описывалась им как попытка разрешить классическую дилемму консерваторов: с одной стороны, они верят в «малое» государство и низкие налоги; с другой стороны, следует ли при этом государству вмешиваться, если оно видит негативные социальные последствия от «дурного» поведения людей? Вроде бы закон они не нарушают, наказывать их не за что. Но и оставить все на самотек, если их легальные действия или бездействия могут привести к нежелательным результатам, тоже нельзя. Теория подталкивания выступает здесь в роли палочки-выручалочки.
Простым примером такого подталкивающего воздействия может служить расположение товаров на уровне глаз в магазине. Как покупателя, вас никто не ограничивает в выборе товара, но как показали исследования, шанс, что товар, расположенный именно там, будет куплен, почти в 2 раза больше, чем когда он располагается на уровне пола. Казалось бы, чисто рекламная уловка, причем здесь государство? Но в Дании, н-р, сделать столицу на 46% чище удалось, просто нарисовав на асфальте яркие следы, ведущие к мусорным бакам.
Еще одним таким примеров ненавязчивой манипуляции, основанной на этой теории, является использование опции «по умолчанию» в качестве «правильного» выбора при принятии решений. Как мы помним из части 1-й (здесь), человек способен воспринимать лишь ограниченный объем информации в силу его когнитивных способностей. Перенасыщение информацией, присущее нашему времени, трудности проверки ее достоверности, нежелание тратить умственную энергию на ее анализ, все это приводит, как я уже писал, к когнитивной лени, и как результат к пассивности при выработке суждения или принятии решений. Человек идет по пути наименьшего сопротивления, и в этот-то момент подталкивание становится актуальным. Давая ему иллюзию выбора, можно предложить нужное решение «по умолчанию», и человек с высокой долей вероятности выберет ее автоматически. В результате такого подхода, 99,9% французов и австрийцев являются потенциальными донорами органов, в то время как в Германии таковых только 12%. А разница всего лишь в том, что в Германии закон не предусматривает возможность донорства по умолчанию и нужно явно подписывать специальное донорское соглашение.
Теория подталкивания сейчас является одной из модных и обсуждаемых в современной социологии и психологии масс. Находит она свое активное применение и политической пропаганде. Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон использовал ее в своей политической практике, одно время Тайлер даже был у него общественным советником. Поклонником этой теории был президент США Барак Обама. На данный момент группы «подталкивания» (nudge units), представляющие собой группы экспертов по поведенческой науке, существуют в Великобритании, Австралии, Германии, Голландии, США и ряде других стран.
От «подталкивания» к «толканию»
Поскольку любое благое дело и идею можно извратить до основания, так и теория подталкивания может иметь значительные негативные эффекты при применении «во зло». Накопленный опыт применения теории, ее доступность, служат поводом ее недобросовестного использования. Ведь в ту же опцию «по умолчанию», вместо выбора, потенциально выгодного для индивида, можно поместить решения, максимально выгодные компании, банку, политикам, государству. Примеров тому можно найти массу, начиная от кредитных договоров по банковскому займу и заканчивая парламентскими выборами в Индии в 2014 г. На этих выборах избирателям предлагалось расширить свои представления о кандидатах с помощью поисковой системы в Интернете. Однако для одних групп на первой странице выдачи появлялось больше положительных отзывов о кандидате 1, а отрицательные отзывы располагались в основном на последующих страницах. Другие группы аналогично «манипулировались» относительно других кандидатов. В результате для кандидатов, по которым выводилась положительная информация на первой странице, число голосов увеличивалось на 20%.
Пример Индии явственно показывает все возрастающую роль интернета в нашей жизни, и растущие, в связи с этим проблемы. Ведь простая манипуляция данных в том же поисковике, используя подталкивания переросшее в толкание, приводит к впечатляющим последствиям. Все это поднимает вопрос о влиянии, которое оказывают на наши суждения и решения такие гиганты как Гугл, Твиттер, Фейсбук в условиях перенасыщения информации. Похоже на то, что в человеке происходит смена принципов работы с информацией, направленная на поиск с наименьшими затратами готовых ответов и решений. Это всячески поощряется государственной политикой и подкрепляется грандиозными возможностями современных коммуникационных технологий. Результат может быть очень плачевный: деградация способности человека анализировать и мыслить системно.
За кадром осталось еще такие важные вопросы, касающиеся пропаганды, как психологические методы и трюки по воздействию на объект пропаганды (очень малую часть из них я вскользь упомянул), меры противостояния ей, современные модели пропаганды и ряд других. Но как говорил Кузьма Прутков, нельзя объять необъятное и парой статей заменить тысячи страниц различных книг, написанных об этом. Как-нибудь позже я еще напишу пару статей на эту тему, особенно это касается мер анализа и противодействия. Но для любого читателя доступен и другой вариант: не кормите свою когнитивную лень, напрягайте свои умственные способности, не полагайтесь «на дядю» в важных вопросах, ищите и анализируйте информацию, думайте. Не забывайте, что современный человек пока еще относится к классу Homo Sapiens – Человек Разумный.
Підписуйтесь на наш Telegram канал Enigma