Из истории филокартии
Филокартия – это коллекционирование почтовых открыток.
Филокартия зародилась в конце XIX века, когда начался массовый выпуск открыток, получивших международное распространение как самый дешёвый вид почтового отправления. Первая почтовая открытка увидела свет в 1869 году,
Филокартия начиналась с собирания видовых и этнографических открыток, которые были одним из наиболее доступных средств знакомства с природой, бытом, культурой других стран и территорий. Именно филокартия сыграла огромную роль в популяризации произведений изобразительного искусства, выставок, а также добавила известности авторам работ. Открытки с изображениями памятников, храмов, исторических объектов, стали оттисками места и времени, став документальными источниками информации. Наполнили историческими свидетельствами материальной культуры быт сотен миллионов граждан нашей планеты. Уже в конце XIX века возникли первые организации филокартистов, которые стали издавать специальные журналы и каталоги, проводить выставки, конгрессы. А в начале ХХ века уже проводились первые аукционы.
Активному развитию филокартии способствовала огромная тематика издательств, тиражи и выпуски открыток по этим тематикам. Т.к. исторический контекст возраста открытки, её антикварности отсутствовал, то в тот период для коллекционеров было важным, чтобы открытка была отправлена и прошла почту из того места, что изображено. Чистые открытки коллекционеров особо не интересовали. Такая открытка считалась просто картинкой. Сейчас всё, как правило, наоборот, учитывая, что такие открытки имеют худшую сохранность.
Сегодня ценность открытки зависит от многих факторов, а цена стартует от 1 гривны. При этом открытки обычно ценятся пропорционально их возрасту и редкости темы. Учитывая, что популярность филокартии находится на третьем месте, то и спрос растёт. Ведь новых дореволюционных открыток не становиться больше.
Считается, что интерес к коллекционированию открыток связан с тем, что она имеет портативный размер, в изображения откликаются люди, города, местности, события, предметы. Это что-то сродни путешествию во времени к месту, которое мы выбрали сами. Мало того, это можно сделать, не выходя из дома.
Хранение коллекции
Вопрос организации хранения коллекции открыток имеет первостепенную важность. От этого зависит сохранность открыток, быстрота их нахождения, удовольствие от их обозрения. Так называемая экспозиционная обозримость интересующего материала.
Существует три основных способа хранения открыток: альбомный, картотечный и в конвертах. При альбомном способе хранения чаще используются фотоальбомы с прозрачными карманами, куда открытка вставляется целиком. Начинающему коллекционеру лучше начать с хранения открыток в конвертах. Это пластиковые прозрачные конверты или обычные почтовые конверты. В последнем случае, сохранность из-за большего контакта будет хуже, открытки будут изнашиваться и не будет обзорности. Картотечный способ рекомендую использовать, когда вы имеете возможность, желание и перспективу собирать тысячи открыток. Картотекой может служить и коробка от обуви. Картотечным способом обычно хранят открытки обменного фонда, т.е. купленные по случаю, но не по своей тематике.
Тематика и её выбор
Виды городов:
Выбираете город, затем тематику: здания, храмы, крепости, заводы, памятники или одна улица, интерьеры зданий, природные пейзажи города, парки, водоёмы, только одно здание.
Этнографические открытки:
В конце XIX — начале XX веков начали выпускаться открытки с изображениями людей в национальных костюмах. Серии таких открыток называются «типами», например, «типы Малороссии», «типы Кавказа», "типы восточной Сибири". и др.
Поздравительные открытки:
Большая группа открыток, посвящённых праздникам и отдельным событиям.
Открытки с изображением монархов и членов августейших семей:
Например, в Императорской России были популярны открытки с портретами членов семьи Романовых.
Милитария:
Открытки с видами различных родов войск, как правило, времён Первой мировой войны. Особенно ценятся открытки с видами воздушных и подводных аппаратов военного назначения. Ряд коллекционеров ограничивается собиранием открыток по какой-либо конкретной военной компании (например, русско-японской войны).
Политические открытки:
Агитационные открытки, плакаты, карикатуры.
Авторские открытки:
Целый ряд авторов посвятили значительную часть своего творчества созданию рисунков на открытках, например, Е. Бём, В. Зарубин и другие.
Художественные открытки:
Открытки с репродукциями картин, произведений искусства.
Гламурные открытки:
Открытки с изображением женских образов, в том числе «ню».
Артистические открытки:
Портреты актёров театра и киноактёров, сцены из опер, драматических спектаклей или кинофильмов.
Персональные открытки:
Портреты видных государственных, общественных и культурных деятелей, военачальников, героев войны, писателей, учёных и др.
Рекламные открытки:
Открытки, рекламирующие определённые фирмы или товары, выставки, фестивали, социальная реклама на открытках.
Транспортные открытки:
Открытки с изображением средств транспорта и транспортной инфраструктуры, авиация, морские или речные суда, железная дорога, автомобили, кареты.
Открытки на темы флоры и фауны:
Изображения животных и растений, как в дикой природе, так и в зоопарках или ботсадах, изображение цветов.
Необычные открытки:
Открытки, изготовленные из нестандартных материалов. Например, с применением дерева, металла, кожи, бересты, пробки, перьев, волос, бисера, вышивки, светящихся красок, музыкальные, стереооткрытки с объёмным изображением.
Почтовые карточки:
Особый вид открыток, у которых одна сторона чистая, а изображение располагается на адресной стороне. В большинстве случаев их коллекционируют с оригинальной маркой.
Менее распространённые темы:
Например, религиозные открытки, открытки с картами (географическими либо картами городов) спортивные открытки и др.
И напоследок…
Тем для коллекционирования можно выбрать сотни. Кроме того, существует более десяти интернет аукционов, где осуществляются продажи открыток. Наиболее активными, являются два аукциона. Однако следует учитывать, что события последних лет изменили отношения со страной агрессором и, кроме того, международная пересылка резко увеличивает стоимость приобретения. Иногда цена доставки будет эквивалентна стоимости самой открытки или намного превышать её. Поэтому, лучше ориентироваться на украинский рынок коллекционирования. Коллекционирование позволяет сохранять материальную культуру, а пережитые эмоциональные мгновения о поисках, знакомствах, приобретениях останутся с вами навсегда! ©
Всем добра, любви и впечатлений!
Если есть вопросы, пишите в комментариях. Спасибо!
С уважением,
Сергей Сарафанюк
Підписуйтесь на наш Telegram канал Enigma