Недавно в «Foreign Affairs» вышла интересная статья с красноречивым заголовком, который наиболее правильно по смыслу переводится так: «Трампо-устойчивая Европа». В ней авторы анализируют проблемы в Европе, вызванные российско-украинской войной и возможным предстоящим президенством Трампа и все это так или иначе касается и нашей страны. Ниже предлагается вольный и существенно сокращенный перевод. Европа начинает готовится к возвращению Трампа во власть. Готовится ли к этому Украина?
Поскольку война России в Украине продолжается уже третий год, Европа добилась гораздо лучших результатов, чем ожидалось. На протяжении десятилетий после Второй мировой войны она рассчитывала на то, что Соединенные Штаты будут главным гарантом ее безопасности. Континент полагался на Вашингтон в руководстве политикой НАТО, обеспечении ядерного сдерживания и формировании консенсуса среди европейских стран по спорным вопросам. Европа продолжала воспринимать зонтик безопасности США как нечто само собой разумеющееся после окончания холодной войны, сокращая расходы на оборону. После того как Россия вторглась в Украину в 2022 г, многие ожидали, что европейцы могут отказаться помогать Киеву. В последний раз, когда президент России Владимир Путин пересекал украинскую границу (аннексировав Крым в 2014 году), Европа ответила слабыми санкциями и вялыми попытками дипломатического компромисса, одновременно увеличивая свою зависимость от российского газа.
Но за последние несколько лет мир увидел проблеск более сильной Европы . Европейские страны выстояли единым фронтом в сопротивлении российской агрессии, приняв миллионы беженцев, координируя болезненный разрыв с поставками российского газа, наложив жесткие экономические санкции и экспортные ограничения на Россию, обучая украинских солдат и приглашая Украину вступить в Европейский Союз. Пакет помощи ЕС Украине на сумму 53 миллиарда долларов, который должен был быть одобрен в феврале, устанавливает совокупную экономическую и военную помощь Европы Киеву, включая ее многолетние обязательства, в два раза превышающую сумму, которую предоставляют Соединенные Штаты.
Эти шаги были подкреплены прочными трансатлантическими отношениями. Но европейские лидеры не могут рассчитывать на дружественные Соединенные Штаты. Они должны подготовиться к тому, что через год Соединенные Штаты снова возглавит Дональд Трамп. Во время своей выборной президентской кампании Трамп предположил, что, если он будет переизбран в ноябре 2024 года, он проведет переговоры с президентом России Владимиром Путиным о прекращении войны на Украине «за 24 часа», потребует, чтобы Европа возместила Соединенным Штатам боеприпасы, использованные в Украина, выйдет из Парижского соглашения по климату и взбудоражит мировую экономику, введя десятипроцентные пошлины на весь импорт.
Задолго до того, как Россия вторглась в Украину, европейские лидеры знали, что им нужно повзрослеть, а это, в частности, означало, что нужно меньше полагаться на Соединенные Штаты. Европейский долговой кризис побудил ЕС к более полной интеграции своих банковских систем. В каком-то смысле первая эра Трампа подтолкнула ЕС к большей самостоятельности, поскольку Трамп продемонстрировал, что его единственный союз — это его собственные интересы. Однако только после вторжения России в Украину в 2022 году европейские дебаты и поведение по вопросам безопасности резко изменились. Хотя совокупная военная и финансовая помощь Европы Украине сейчас превышает помощь Соединенных Штатов, поддержка США остается жизненно важной для военных усилий Украины – и для безопасности Европы в целом. Многие долгосрочные последствия первого президентства Трампа все еще проявляются: мир во всем мире рушится, а авторитарные лидеры становятся смелее. Даже если Украина помешает амбициям России управлять своей территорией и народом, Россия, вероятно, останется долгосрочной угрозой безопасности, заставляя европейцев пересмотреть сценарии коллективной обороны и установить уровень военной готовности, которого она не имела со времен холодной войны .
Европейские лидеры надеются на второе президентство Байдена , которое защитит трансатлантические связи и даст им время и поддержку, чтобы взять на себя большую ответственность за свой неспокойный континент и соседние страны. Но они могут не получить этого времени и поддержки. Второй срок Трампа вполне может усугубить нестабильность, с которой Европа уже пытается справиться. В интересах Европы действовать сейчас и предпринимать конкретные шаги для укрепления своей безопасности и экономики, устраняя институциональные слабости, которые ограничивают способность организации лидировать в мире, характеризующемся геополитическим конфликтом. Континент пережил четыре года президентства Трампа. Но пережить вторые четыре года, скорее всего, будет гораздо труднее.
Польза неприятия
Первые четыре года пребывания Трампа у власти вынудили европейских политиков строить планы вокруг гораздо менее последовательного и заинтересованного президента США, который придерживался явно транзакционного взгляда на трансатлантические отношения. Трамп не только отказался от планов США по заключению торговой сделки с ЕС. Он ввел беспрецедентные протекционистские меры, направленные против европейских экспортеров. И он стремился ослабить многостороннее сотрудничество в таких областях, как изменение климата, торговля, миграция и права человека. Действия Трампа оказали стимулирующий эффект на Европу: Соединенные Штаты сыграли главную роль в формировании самого ЕС, но затем страна, похоже, отказалась от своей ведущей роли в поддержке международного порядка, основанного на правилах.
Лидеры Европы осознали, что их континент должен стать более суверенным и автономным, проще говоря, более способным и ответственным за мировые дела. Им пришлось сделать шаг вперед, чтобы поддержать многостороннюю систему. Угроза Трампа ввести экономические санкции против Европы побудила лидеров континента укрепить евро за счет дальнейшей интеграции своих банков и финансовых систем и подписать торговые соглашения с новыми партнерами в Африке, Азии и Латинской Америке. Что касается безопасности, нападки Трампа на низкие расходы Европы на оборону и его угрозы выйти из НАТО подтолкнули ЕС к принятию мер по созданию институциональных, правовых и финансовых стимулов для европейских стран тратить больше на оборону. Европейский фонд мира, механизм ЕС для оказания военной помощи другим странам, который ЕС использует с 2022 года для оказания военной помощи Украине, был создан в ответ на давление, которое Трамп оказал на континент.
Двойные неприятности
Трамп вполне может стать более антагонистичным по отношению к Европе и европейским ценностям во время второго срока, резко увеличивая риски для безопасности континента и усугубляя существующие трудности. Переизбранный Трамп будет полностью освобожден от старого, про-демократического республиканского истеблишмента. Скорее всего, он окружит себя лояльными администраторами, которые не будут бросать ему вызов.
Самая большая непосредственная опасность, которую представляет второй срок Трампа, очевидна: Трамп уже дал понять, что прекратит поддержку Украины со стороны США. Хотя европейцы увеличивают финансовую и военную поддержку Киева, как на двусторонней основе, так и с использованием инструментов ЕС, их усилия не могут полностью заменить военную помощь США. Фактически, краткосрочная военная поддержка ЕС Украины составляет лишь 55% от того, что предложили Штаты. Сценарий, при котором США полностью прекратят помощь Украине, не является фантастикой, и он потребует от европейцев более быстрой и всесторонней поддержки Украины.
Важнейший вопрос, который должны понять европейцы, заключается в том, что риск, создаваемый более изоляционистскими Соединенными Штатами, выходит за пределы восточной границы Европы. На протяжении десятилетий европейцы мирились со значительным дефицитом своих оборонных бюджетов и возможностей. Этим объясняются ограниченные возможности европейских стран по наращиванию оборонно-промышленного производства для вооружения Украины и пополнения запасов боеприпасов и вооружения. Европейцы небезосновательно предполагали, что в случае чрезвычайной ситуации США возьмут на себя инициативу.
Однако риски, которые представляет собой второе президентство Трампа, выходят далеко за рамки обороны и безопасности. При Трампе американо-китайские отношения могут еще больше ухудшиться. Это поставит европейские фирмы, которые работают в обеих юрисдикциях, в затруднительное положение: угрожая вторичными санкциями, Трамп может активно заставить европейские компании прекратить свою деятельность в Китае или оказать давление на европейцев, чтобы они заблокировали китайские инвестиции в Европе. Трамп пообещал ввести десятипроцентные пошлины на весь импорт, если его переизберут, и последствия такого шага — если Конгресс одобрит его — будут остро ощущаться в Европе.
Лучшая защита - нападение
Европейцы хотят сохранить заветные трансатлантические отношения. Но им нужно срочно готовиться к их ослаблению. Во-первых, европейцы должны более категорично изменить свое отношение к обороне Европы. В ближайшем будущем европейские лидеры должны нарастить производство и закупки техники для поддержки Украины: Киеву необходимо примерно два миллиона патронов или более в год, а также замена артиллерийских стволов, запасных частей и систем ПВО. Европа должна немедленно решить, стоит ли расширять свои возможности по производству боеприпасов и другого критического оружия. Некоторые из ведущих мировых производителей вооружений являются европейскими, и повышение их потенциала практически и финансово вполне достижимо, но это потребует гораздо более тщательного планирования.
Даже если бы у Украины не было таких острых неотложных потребностей, Европе пришлось бы увеличить производство оружия и боеприпасов, потому что европейским армиям необходимо восстановить свои оборонные запасы и устранить дефицит. Скорость, с которой европейские страны разместили войска на восточном фланге НАТО с 2022 года, впечатляет. Но чтобы обеспечить долгосрочную эффективность этих сил, европейцы должны улучшить свою подготовку и планирование логистики. Континент также должен нарастить свой флот важнейших стратегических средств, таких как дроны и спутники, а также развивать свои кибер-возможности и возможности воздушных перевозок. В настоящее время бюджетные прогнозы и циклы планирования европейских стран часто не дают производителям оружия гарантий, необходимых им для увеличения производства. Например, в 2022 году Германия учредила впечатляющий пятилетний чрезвычайный фонд в размере 110 миллиардов долларов для восстановления своих вооруженных сил. Однако в 2023 году министр обороны Германии признал, что этих денег будет недостаточно.
В 2022 году европейские страны — как государства-члены ЕС, так и союзники по НАТО — потратили в общей сложности 350 миллиардов долларов на оборону. Постоянные усилия этих стран тратить минимум два процента своего ВВП на оборону, или около 450 миллиардов долларов в год, значительно снизили бы зависимость Европы от Соединенных Штатов. ЕС должен играть более активную роль в качестве ускорителя и посредника, используя финансовые стимулы и меры регулирования для мобилизации государств-членов и предотвращения ненужного дублирования усилий. Даже если большая часть оборонных расходов останется национальной, ЕС может использовать свои бюджетные ресурсы для оборонных исследований и технологий, а также для укрепления производственных мощностей, размещая совместные заказы оборонным компаниям через Европейское оборонное агентство или другие коллективные механизмы. Он может использовать Европейский инвестиционный банк и другие финансовые инструменты для поддержки этих оборонных усилий, а также ослабить некоторые бюджетные ограничения и ограничения дефицита, чтобы способствовать инвестициям в оборону.
Все эти цели требуют от Европы планирования заранее, поскольку наращивание обороноспособности требует времени. Ждать, пока не будут решены выборы в США, — это не вариант. ЕС не сможет быстро приобрести те же навыки планирования и управления крупномасштабными операциями территориальной обороны, которые НАТО развивала за 75 лет. Но европейцы могут европеизировать командную структуру НАТО, разместив рабочую силу и инвестируя ресурсы для прикрытия выхода США из организации. Более европейское НАТО, возможно, сможет адекватно компенсировать сокращение участия Америки, даже если альянс потеряет некоторую трансатлантическую поддержку. Это также станет ответом на повторяющуюся критику Трампа по поводу того, что Соединенные Штаты берут на себя слишком большую долю задач НАТО. И если Соединенные Штаты смягчат свои обязательства по обеспечению ядерного сдерживания Европы, Франция и Великобритания — две ядерные державы Европы — должны будут пересмотреть свой вклад в сдерживание. Всем европейцам также придется обсудить эффективную политику, которая могла бы предотвратить ядерную эскалацию.
Риски бизнеса
Поскольку Европа является такой открытой экономикой, а трансатлантические торговые отношения настолько глубоки, более враждебные Соединенные Штаты могут серьезно повредить Европе. На данный момент у ЕС нет подходящей институциональной структуры, чтобы реагировать на риски экономической безопасности, исходящие от Китая или со стороны более враждебных Соединенных Штатов. Экономическая безопасность в основном обеспечивается государствами-членами, а не самим ЕС, а несогласованная политика безопасности в отношении импорта, экспорта, инвестиций и финансовых потоков представляет собой растущую угрозу для европейской экономики.
ЕС, как институт, также слаб в политике экспортных ограничений и санкций. Экспорт высокотехнологичных товаров двойного назначения зачастую ограничивается отдельными странами, иногда под давлением США. Что касается санкций, то ЕС смог принять 12 пакетов санкций против России. Но требования единогласия замедляют принятие решений, а обеспечение соблюдения остается несовершенным.
Поскольку Трамп отдает предпочтение двусторонним отношениям, а не работе с ЕС, именно надзор ЕС за экономической безопасностью необходимо улучшить, чтобы отдельные страны еще больше не расходились в своей политике. ЕС необходимо взять на себя обязательство провести институциональные реформы – например, перейти от требования единогласного голосования для одобрения некоторых политик экономической безопасности к разрешению их принятия большинством голосов. Ему также следует создать комитет по экономической безопасности, укомплектованный экономистами и экспертами по безопасности из институтов ЕС, а также стран-членов, чтобы проводить оценку безопасности решений, которые затрагивают весь ЕС.
Протекционистская политика, введенная Трампом, нанесет ущерб миру, но особенно она может нанести вред ЕС. Европа должна стать более экономически конкурентоспособной, заключая торговые соглашения с третьими рынками (особенно учитывая нежелание США определять свою торговую политику) и углубляя свой единый рынок. ЕС недостаточно интегрировал свой единый рынок, особенно финансовый, цифровой сектор и сектор услуг. Более интегрированные рынки банковского дела и капитала предоставят предприятиям столь необходимое финансирование и поддержат предпринимателей, которые слишком часто покидают ЕС, чтобы получить доступ к венчурному капиталу США. Дальнейшая экономическая интеграция ЕС имеет и политическую цель. Чтобы противостоять росту популизма в таких странах, как Франция, Германия, Италия, Нидерланды и Испания, ЕС должен показать, что усиление экономической интеграции может помочь обычным гражданам.
Извлеченные уроки
Возможно, самый большой риск, который Трамп представляет для Европы, — это ее ценности: многосторонность, забота об окружающей среде, верховенство закона и сама демократия. Своей риторикой Трамп принижает ценность этих принципов в общественном мнении. Европе необходимо уже сейчас начать готовиться к тому, чтобы противостоять этому внутреннему давлению, готовясь лучше защищать верховенство закона в своих границах. Потенциально мощный инструмент ЕС для защиты верховенства права существует со времен Амстердамского договора 1999 года: процедура, изложенная в статье 7 договора ЕС, которая позволяет государствам-членам применять санкции к стране, когда она совершает «серьезное и постоянное нарушение» европейских норм. ценности. Однако, по сути, этот инструмент часто оказывается беззубым, поскольку другие государства ЕС должны единогласно согласиться с тем, что государство-член подрывает верховенство закона.
Чтобы обойти это требование единогласия, в 2021 году ЕС принял постановление, позволяющее Европейской комиссии приостанавливать определенные выплаты из своего бюджета, если только квалифицированное большинство государств ЕС обнаружит, что государство-член нарушило ценности ЕС. Эффективность этого регулирования в настоящее время проверяется: ЕС сейчас удерживает, например, часть средств на восстановление после COVID-19 из Венгрии после того, как обнаружил, что страна систематически нарушала верховенство закона. Но если ЕС серьезно относится к защите своих принципов, ему не следует уклоняться от рассмотрения возможности использования положений договора, которые приостанавливают право голоса государства-члена в Европейском совете.
ЕС также должен продвигать демократию в своих непосредственных соседях, используя самый эффективный инструмент, который у него есть: расширение ЕС. Предыдущие раунды расширения показали, что сам процесс вступления в ЕС дает этому органу значительные рычаги влияния для преобразования управления и политической культуры стран-кандидатов. Агрессивная война России против Украины придала процессу присоединения новый смысл и актуальность. ЕС должен стремиться к еще одному крупному раунду расширения к 2030 году: установление конкретной даты такого расширения побудит некоторые страны-кандидаты провести реформы и укрепить свои демократии с целью выполнения условий для вступления в ЕС.
Даже если Трамп не победит в ноябре, Европе есть над чем работать. Возможно, она просто больше не сможет рассчитывать на то, что Соединенные Штаты будут постоянным партнером, независимо от того, кто будет у власти. Соединенные Штаты уже делают шаги во внешней политике, не консультируясь с Европой, особенно в экономической сфере. Законодатели как республиканцы, так и демократы ясно дали понять, что они намерены сделать приоритетом Индо-Тихоокеанский регион в будущем, и обстоятельства могут привлечь военные усилия США к Ближнему Востоку и Азии. Пристрастность, которая волнует Конгресс США, вероятно, станет все более серьезным препятствием на пути процветающих трансатлантических отношений. А тревожное состояние американской демократии внутри страны, скорее всего, поглотит больше политической энергии, чем европейские приоритеты, такие как борьба с изменением климата.
Европа на удивление хорошо справилась с аспектами первого президентства Трампа. Но ей необходимо расти еще дальше, поскольку вспыхивают войны и ускоряется изменение климата. Опросы регулярно показывают, что граждане Европы хотят, чтобы ЕС играл более важную роль в решении глобальных проблем. В 2024 году лидеры ЕС должны прислушаться к своим желаниям, предприняв смелые и конкретные шаги по укреплению европейской обороны, обеспечению экономического суверенитета своих стран и защите демократических ценностей.
Если Трамп будет переизбран, риски для единства Европы будут существенными. Некоторые европейские лидеры могут почувствовать искушение заключить двусторонние соглашения с Соединенными Штатами, чтобы попытаться гарантировать безопасность своей страны в краткосрочной перспективе. Но европейцам необходимо помнить, что на Трампа нельзя положиться, и что Соединенные Штаты не могут гарантировать безопасность Европы вечно. Вместо того, чтобы делать ставку на национальную самостоятельность, им следует сделать ставку на более интегрированную Европу.
Мой телеграм-канал: https://t.me/sergius_ak
Підписуйтесь на наш Telegram канал Enigma