Enigma Enigma

SergiusAK

2021-01-27 07:41:18 eye-2 2795   — comment 8

Какое государство мы строим 3. ФПКЮ

Завершим обсуждение концепции ФКПЮ, начатое здесь.

ФПКЮ и Украина как развивающаяся страна

Украина, хотя формально и относится к странам второго мира, т.е. к странам бывшего социалистического лагеря, за годы своей независимости, без сомнения, скатилась к уровню среднеразвитых развивающихся государств Азии или Латинской Америки. Поэтому многие ее проблемы имеют общие корни, присущие таким странам, конечно же со специфическими особенностями, обусловленными историческим прошлым.

Экономический рост во многих развивающихся странах, и Украина здесь не исключение, осложнен чрезмерным засильем государства. Бюрократические управленческие структуры разного уровня пытаются вмешиваться в почти любую деятельность гражданина и общества со своей повсеместной регуляцией, ежеминутным контролем и многочисленными попытками монетизации своих услуг через различные налоги, пошлины, штрафы и другие меры финансового принуждения. Неимоверное раздутый госсектор занимает огромную долю в экономике и обеспечивает высокую долю рабочих мест в стране. Все это сопровождается повсеместной коррупцией на различных уровнях, начиная с «хозяев» страны олигархов и заканчивая поборами мелких чиновников.  Добавим к этому психологию «маленького человека», десятками лет вбиваемого в голову нашим согражданам, и мы получаем в результате тотальную экономическую и психологическую зависимость украинцев от государства.

В тоже время многочисленные управленческие структуры не способны качественно и эффективно исполнять необходимые для развития страны функции. Более того, часто они не могут решить большую часть проблем даже местного характера, ответить на элементарные запросы своих жителей, проявить гибкость в подстраивании к их меняющимся интересам. Игнорирование многих вызовов, стоявших перед властью, приводит к разрастанию пропасти между властями разного уровня и гражданами, полнейшему недоверию последних по отношению к первым. Мы получаем парадоксальную ситуацию, испытывая одновременно и избыток, и недостаток государства. При этом наш 30-летний опыт показал, что надеяться на то, что придут «правильные политики» и исправят все провалы государства – это необоснованный оптимизм. Надеюсь, что нынешнее правление «величайшего деятеля всех времен» окончательно похоронили эти ожидания.

Граждане нашей страны, как и многих других стран, в массе своей ленивые и эгоистические существа.  Как было показано по результатам социологического опроса здесь, лишь 10% населения готовы принимать хоть какое-то активное участие в социально-политических изменениях. Остальные 90% будут всячески сопротивляться внесению изменений в уже созданные системы образования, безопасности, соцобеспечения и т.д. Они не готовы самостоятельно выбирать арбитраж, охрану, медицину и уж тем более создавать собственную корпорацию для этих целей. Поэтому в итоге они всегда будут выбирать «комплексное» обслуживание в лице «большого» государства. Сопротивляться такому государству посредством идей классического либерализма или либертарианства с их минимальным государством-«ночным сторожем» или тотальной приватизацией всех государственных услуг (надо ли подчеркивать, в чью пользу?) – занятие малоперспективное. Вместо этого значительно проще убедить наших сограждан, что монополия на государственные услуги неминуемо приводит к многочисленным издержкам и проблемам: коррупция, популизм, недостаточный экономический рост и т.д. Демонополизация «большого» государства, постепенный переход к экстерриториальным функциональным юрисдикциям, когда социально-активные группы могут инициировать их создание с последующим вовлечением пассивных слоев к участию в таких структурах через экономическую выгоду – вот перспективный путь развития Украины.

Нам необходимо уяснить один неоспоримый факт – система управления улучшается только, когда меняются институциональные условия. И концепция ФПКЮ может безусловно помочь в решении многочисленных проблем, стоящих перед нашей страной, позволяя большому числу юрисдикций, основанных на локальной демократической самоорганизации, подбирать себе управленческие структуры исходя из потребностей. Юрисдикции такого рода формируются в соответствии с «географией» и «функцией» проблем, когда граждане желают справиться с теми трудностями и решить те задачи, с которыми они непосредственно сталкиваются. Будучи рыночно-ориентированными и демонополизированными, они обеспечивают сокращение размера публичного сектора и увеличение эффективности государственных услуг, не дают им эволюционировать в мешающие жить бюрократии.

ФПКЮ и решение проблем

Помимо экономических достоинств концепции ФПКЮ, частично описанных в предыдущей части, давайте рассмотрим другие преимущества, которые она предоставляет по сравнению с существующей формой правления в Украине.

  1. Она прежде всего пресекают попытки центрального правительства монополизировать политику, дают возможность гражданам действовать снизу. Эффективные структуры ФПКЮ становятся жизнеспособными, получая часть функций центрального правительства и взимая налоги для финансирования своей деятельности.
  2. Она дает возможность комбинировать различные формы политического устройства, смешивая федерализм с демократией (через право на выход и право голоса), сочетая традиционные, проверенные временем способы управления с современными. Подгоняя интеграцию «по фигуре», функционально-территориальные образования разного уровня смогут установить кооперацию в тех отношениях, где они это видят первостепенным, и откажутся от сотрудничества там, где это не представляет для них пользы. 
  3. ФПКЮ решает дилемму между открытой политикой и децентрализованным развитием на местном уровне. Работая по законам рынка и политической конкуренции, она создает необходимые условия изоляции политиков и бюрократического аппарата от разлагающего воздействия коррумпированных схем.
  4. Она решает еще одно противоречие, когда государство, с одной стороны, должно быть «сильным», чтобы защищать законные права граждан и общества, с другой стороны, оно должно быть достаточно «слабым» в плане принуждения своих граждан при помощи, н-р, грабительских налогов. Каждая структура ФПКЮ находится на самофинансировании с перспективой банкротства, если его члены из него выйдут. При таком устройстве индивиды и компании не страдают от монополии и гнета государства, поскольку могут обратиться к его заменителям.
  5. Немаловажно, что концепция ФПКЮ позволяет преодолеть клишированное противопоставление «государство или рынок», развивая рыночную конкуренцию между государственными структурами. Она отходит от традиции центрального сильного государству с огромным бюрократическим аппаратом, как единственно возможного механизма поддержки и развития экономической мощи. Уходит она и от противоположной тенденции, когда в успехе развития видят только заслугу свободного рынка и частной собственности.
  6. Ещё одним достоинством ФПКЮ является изменение в направленности политических процессов в стране. Политические и общественные движения, сфокусированные на какой-то проблеме (этнос, культура, окружающая среда и т.д.), не будут нуждаться в получении всей полноты государственной власти в стране для проведения своей политики. Они теперь смогут сконцентрироваться на тех структурах ФПКЮ, в которых они действительно заинтересованы. 
  7. Сюда нужно добавить открытие входа в политический истеблишмент для компетентных специалистов со стороны, важность чего особенно наглядно показало нынешнее бездарное правление Зеленского и его сборища. В ФПКЮ нужны прежде всего люди с основательными знаниями в конкретной области, а не профессиональные трепачи языками.
  8. Немаловажно так же, что, являясь по сути сетевой структурой, ФПКЮ отлично вписывается в нишевую теорию рынков и тенденцию децентрализованных экономических кластеров как основы будущего развития государства.

Заключение

Концепция функциональных, перекрывающихся и конкурентных юрисдикций, предложенная Б. Фреем и Р. Эйхенбергером, представляет радикальную и непривычную альтернативу современным формам управления. Она не опирается ни на какую определенную идеологию и не предлагает простых и готовых решений. В тоже время она обладает огромным потенциалом, дает возможность пошагового и локального внедрения через ориентацию на производство местных публичных благ и услуг.

Проблемы, порожденные современностью, приобретают свойство пересекать границы отраслей, сфер, территорий. Они становятся одновременно и глобальными, и локальными, демонстрируют высокий уровень значимости и сложности при слабой способности справиться с ними в рамках существующих государственных бюрократических структур. «Универсальные» централизованные подходы и методы, основанные на контрольно-командных процедурах, больше не работают. ФПКЮ, гарантированные конституционно и закрепленные законодательно, посредством свободного функционального выбора организационных форм, способных к самоорганизации, самоконтролю и саморазвитию, могут обеспечить выработку более продуктивных решений в таких сложных условиях.

Являясь эффективной полицентричной, т. е.  саморегулирующей децентрализованной структурой, не связанной жесткими иерархическими рамками, она характеризуется способностью ее структурных элементов действовать с высокой степенью автономии, и в тоже время осуществлять взаимные согласования и упорядочивания отношений в рамках общей системы. Имея множество формально независимых друг от друга центров принятия решений, она восстанавливают необходимый баланс отношений как между центральной, местной и региональной властью, так и между гражданином, обществом и государством.

Підписуйтесь на наш Telegram канал Enigma