Enigma Enigma

Roland Mikiani

2020-05-21 10:34:44 eye-2 3042   — comment 0

Масштабное перевооружение Польши: последствия для России


Далі даю прямий текст москальского політичного експерта, який "копає" Східно-Європейський та Балтійський регіони.

----------

В 2019 г. Польша и США подписали соглашение о военном сотрудничестве, в рамках которого американский контингент в стране увеличится до 5,5 тыс. человек. Кроме того, по словам главы польского МИД Яцека Чапутовича, вместо продвигавшейся Варшавой военной базы «Форт Трамп» в Польше будет развернуто 6-7 военных объектов, рассредоточенных по всей ее территории. На этом фоне не может не вызвать беспокойство масштабный план перевооружения, обновленная версия которого рассчитана на период до 2035 г. О том, как изменились амбиции Варшавы по модернизации армии и какие риски оно в себе несет, читайте в статье директора Центра исследований стран Балтийского региона Института региональных исследований Балтийского федерального университета им. И. Канта Юрия Зверева.

28 февраля 2019 г. министр национальной обороны Польши Мариуш Блащак объявил о подписании нового «Плана технической модернизации вооруженных сил на 2017-2026 гг.», предусматривающего ассигнования на перевооружение на сумму почти в $50 млрд. Я уже подробно писал о нем на этом портале. Но прошло совсем немного времени и 10 октября 2019 г. был утвержден новый «План технической модернизации вооруженных сил на 2021-2035 гг.», охватывающий также и 2020 г. Чем было вызвано принятие этого плана? Какие приоритетные направления модернизации вооруженных сил Польши в нем указаны? Какими могут быть геополитические последствия принятых решений? Попробуем в этом разобраться.

Дальние планы


Принятие нового плана технической модернизации вооруженных сил связано, прежде всего, с увеличением горизонта планирования с 10 на 15 лет. По словам министра национальной обороны Блащака, это сделано для того, чтобы процесс планирования стал более эффективным, более действенным и более гибким. Он отметил, что оборонные контракты сложны и дорогостоящи, а их заключение требует больших рабочих нагрузок. Продление периода планирования, к тому же, создает правовую основу для заключения долгосрочных соглашений.

Новый план предусматривает ассигнования в размере 524 млрд злотых (около $133 млрд). На предыдущий десятилетний план на 2017-2026 гг. собирались потратить меньше – около 185 млрд злотых ($48,8 млрд по тогдашнему курсу). Сумма весьма существенная – достаточно упомянуть, что в российской Государственной программе вооружений (ГПВ) на 2018-2027 гг. на закупки, ремонт и разработку вооружения и военной техники выделяется 19 трлн руб., что по нынешнему курсу равно $290 млрд.

В пересчете на год польские затраты на вооружения, таким образом, будут лишь в три с небольшим раза меньше, чем у РФ.

Это при том, что полякам, в отличие от России, вообще не придется тратиться на стратегические ядерные силы. Да и затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по отношению к расходам на закупки вооружений в Польше ниже, чем у нас – она может покупать военную технику, уже разработанную в других странах на средства их военных бюджетов.

 

Новые «крылья»


 

Приоритетом новой программы технической модернизации является перевооружение польских ВВС. В рамках программы Harpia («Гарпия»), начатой еще в ноябре 2017 г., предусматривается закупка в США малозаметных истребителей пятого поколения F-35A Lightning II для замены изношенных многоцелевых истребителей МиГ-29[1] и истребителей-бомбардировщиков Су-22[2] советского производства.

31 января 2020 г. Польша подписала контракт на сумму $4,6 млрд на поставку 32 истребителей F-35A, которые начнут поступать с 2024 г. по четыре-шесть истребителей F-35A версии Block 4 в год. Первые шесть самолетов первоначально останутся в США (скорее всего, на авиабазе Люк (штат Аризона)) и будут использоваться для подготовки польских летчиков. В саму Польшу F-35A попадут только в конце 2025 г. или начале 2026 г. Первая эскадрилья (16 самолетов) достигнет первоначальной боеготовности к 2028 г., вторая (тоже 16 самолетов) будет поставлена к 2030 г. Замечу, что вооружение для F-35A этот контракт не охватывает, и оно будет закупаться отдельно.

Развитием программы Harpia является программа Harpi Szpon («Коготь Гарпии»), предполагающая участие Польши в американской программе Loyal Wingman («Лояльный ведомый»). Она нацелена на разработку малозаметных («стелс») беспилотных летательных аппаратов (БЛА), обладающих искусственным интеллектом, и действующих совместно с пилотируемыми истребителями. Судя по названию польского «лояльного ведомого» речь пойдет о БЛА, взаимодействующих с F-35A.

Предполагается что польский БЛА будет выполнен в виде летающего крыла. Максимальная взлетная масса будет составлять 9 тонн (или одна треть веса истребителя с экипажем), он сможет нести около полутонны боевой нагрузки (две-четыре ракеты класса «воздух-воздух» или одну-две авиабомбы, что немногим меньше, чем несет F-35A во внутренних отсеках вооружения[3]). Преимуществом беспилотника по сравнению с пилотируемой машиной станет дальность (около 3700 км) продолжительность полета (до 18 часов).

Также в рамках плана технической модернизации для польских ВВС будут закуплены в США дополнительные истребители F-16. Однако приоритетом все же является приобретение F-35A и усилия, направленные на покупку дополнительных самолетов F-16, параллельно с этим предприниматься не будут. То есть новые F-16 поступят после получения F-35. В настоящее время польские ВВС располагают 48 истребителями F-16C/D версии Block 52+.

Для польских боевых самолетов в рамках программы Groszek («Горох») будут закуплены суббоеприпасы для поражения бронетанковых/механизированных частей и самолетов и вертолетов на аэродромах. Эксперты отмечают, что если это будут не планирующие или автономно летающие контейнеры с суббоеприпасами, подобные крылатым ракетам, то идея кажется устаревшей с самого начала.

ПВО и разведка


Для создания системы многоуровневой и комплексной разведки в рамках новой программы Obserwator («Наблюдатель») будут закупаться спутники, микроспутники, разведывательные самолеты и целый спектр беспилотников.

Для укрепления ПВО продолжится реализация программы Wisła («Висла») и параллельной с ней программы Narew («Нарев»).

Программа Wisła предполагает закупки ЗРК средней дальности. Контракт на первую фазу ПВО средней дальности по этой программе на сумму $4,75 млрд, о котором я подробно писал, был подписан 28 марта 2018 г. Он предполагает поставки к концу 2022 г. двух батарей[4] американских зенитных ракетных комплексов (ЗРК) Patriot PAC 3 + с зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) PAC-3 MSE. На второй фазе программы «Висла» после 2024 г. предполагается закупить еще шесть батарей ЗРК Patriot, но уже с более дешевыми ЗУР SkyCeptor.

Программа Narew предусматривает производство в Польше по лицензии ЗРК малой дальности для замены модернизированных в Польше, но уже устаревших ЗРК 2K12 «Куб» и 9К33 «Оса» советского производства. Конкурентами в борьбе за этот контракт являются европейский консорциум MBDA с зенитной ракетой CAMM (Common Anti-Air Modular Missile) и американская компания Raytheon с версией уже упомянутой ракетой SkyCeptor без стартового ускорителя.

Подводный флот


Самой важной и дорогой программой модернизации польских ВМС является программа Orka («Косатка»), предусматривающая закупку новых подводных лодок (их количество не разглашается, в предыдущем плане технической модернизации речь шла о трех единицах). Есть сведения, что они, вероятно, не будут оснащены маневрирующими ракетами «корабль – земля», как это предполагал прежний план. Свои подлодки Польше предлагают три компании – французская Naval Group (проект Scorpene), германская ThyssenKrupp Marine Systems (TKMS) (проект 212CD) и шведская Saab AB (проект А26).

Кроме того, в ноябре 2019 г. появилась информация, что Польша ведет переговоры со Швецией о закупке или долгосрочной аренде с последующим выкупом двух подержанных подводных лодок проекта А17. Речь идет о HSwMS «Södermanland» (1987 г. постройки, модернизирована в 2003 г.) и HSwMS «Östergötland» (1990 г. постройки, модернизирована в 2004 г.), которые ВМС Швеции намерены заменить на новейшие подлодки класса Blekinge (проект A26).

Но даже если намерения о покупке или аренде шведских подлодок будут реализованы, это промежуточное решение не отменит польские планы по закупке новых подлодок по программе Orka.

По программе Miecznik («Меч-рыба») для ВМС будут приобретены два корабля береговой обороны. Корабль должен иметь водоизмещение не менее 1900 т, длину не более 100 м и дальность плавания до 6000 морских миль. На нем должно быть место для вертолетов (весом до 11 т) и он должен быть приспособлен для поддержки специальных операций (иметь комнату для брифингов, подготовки и сна примерно для 30 коммандос). Корабль должен быть вооружен пушкой среднего калибра (от 57 до 76-мм), двумя малокалиберными пушками (от 25 до 40-мм), а также торпедами, зенитными и противокорабельными ракетами, а также ракетами класса «корабль-земля». Еще одна программа ВМС Murena («Мурена») предполагает закупку шести легких ракетных кораблей польской постройки (водоизмещением по 400-500 т или даже большей размерности (около 650 т)).

Танки и БТР


Ключевыми для бронетанковых и механизированных войск являются четыре программы – модернизация танков Leopard 2A4 до стандарта Leopard 2PL, приобретение большего количества колесных бронетранспортеров (БТР) Rosomak, закупка танков нового поколения под кодовым названием Wilk, а также введение в эксплуатацию боевых машин пехоты (БМП) под кодовым названием Borsuk.

Первая из этих программ, начатая еще в 2015 г., предусматривает модернизацию всех 142 танков немецкого производства Leopard 2A4, находящихся на вооружении польской армии. Модернизированные танки Leopard 2PL должны получить башню с усиленной навесной модульной композитной броней, электроприводы башни и системы стабилизации орудия вместо гидравлических приводов, модернизированную 120-мм пушку, способную применять новые (в том числе программируемые) боеприпасы, улучшенные прицелы и системы управления огнем, а также камеры заднего вида.

Закупки колесных БТР по программе Rosomak («Росомаха») будут продолжены как в базовой (транспортной) версии, так и в специализированной версии, в основном с обитаемыми и необитаемыми башнями (для 18-й механизированной дивизии) и в командирской версии (для всех бригад, вооруженных этими БТР).

Танки нового поколения по программе Wilk («Волк») должны заменить в польских сухопутных войсках производившиеся в Польше по лицензии советские танки Т-72, а затем и танки PT-91 Twardy, созданные на их базе. Всего предполагается приобрести около 600 машин на сумму более 24 млрд злотых (оценка). Хотя основными танками зарубежного производства в Польше являются немецкие Leopard 2[5], новый франко-германский танк, разрабатываемый по программе Main Ground Combat System (MGCS) появится слишком поздно (после 2035 г.) для того, чтобы удовлетворить польские потребности в перевооружении. Поэтому сейчас в Польше зазвучали голоса в пользу приобретения в США танков M1 Abrams, причем в специальной «польской» версии. В свою очередь южнокорейская компания Hyundai Rotem предлагает полякам свой основной боевой танк K2 Black Panther. Причем речь идет не о поставках танков в их оригинальном виде, а о разработке на основе K2 совместно с польской промышленностью новой машины с последующей передачей производственного оборудования, ноу-хау, документации и технологий для ее производства в Польше.

Закупка новых гусеничных БМП по программе Borsuk («Барсук») для замены БМП BWP-1 (производившиеся в Польше по лицензии советские БМП-1) обойдется, как считается, примерно в 20 млрд злотых. Ожидается, что контракт на поставку новой БМП, разработка которой завершена консорциумом под управлением Huta Stalowa Wola (HSW), будет подписан уже в этом году. Плавающая БМП весом менее 25 т оснащена необитаемой башней с 30-мм американской автоматической пушкой Mk44 Bushmaster II и пусковой установкой для ПТУР Spike израильского производства. Броня обеспечивает эффективную защиту от выстрелов ручных гранатометов и взрывов самодельных взрывных устройств и мин.

Прочие обновки


Артиллерия сухопутных войск продолжит получать 155-мм самоходные гаубицы Krab («Краб») и 120-мм самоходные автоматические минометы Rak («Рак») (для вновь сформированной 18-й механизированной дивизии). Также будут закуплены дополнительные дивизионы многогоцелевых ракетных установок дальнего действия (300 км) по программе Homar («Лобстер»). Напомню, что в середине февраля 2019 г. Польша подписала с США контракт на поставку в рамках этой программы первого дивизионного комплекта ракетной системы M142 HIMARS (High Mobility Artillery Rocket Systems) производства корпорации Lockheed Martin (18 боевых самоходных пусковых установок (ПУ) и две учебные ПУ). Этот дивизион должен войти в строй не позднее 2023 г.

Новыми для польской артиллерии являются программы Ottokar-Brzoza, Gladius и Pustelnik.

Программа Ottokar-Brzoza[6] предполагает принятие на вооружение самоходных истребителей танков на гусеничном или колесном шасси, оснащенных противотанковыми ракетами с дальностью стрельбы от 8 до 12 км, способными уничтожать танки с активной системой защиты. Поляки хотят закупить несколько десятков таких установок для оснащения 14-го противотанкового артиллерийского полка в Сувалках.

Программа Pustelnik («Отшельник») предусматривает оснащение сухопутных войск и войск территориальной обороны легкими противотанковыми ракетными комплексами (ПТРК) с дальностью стрельбы до 2 км, а также ракетами с дальностью до 8 км (на БТР Rosomak и истребителях танков).

Наименее известной из этих трех программ является программа Gladius, нацеленная на разработку барражирующих боеприпасов[7].

Для дополнения единственного типа ударного вертолета, состоящего на вооружении польских сухопутных войск – советского Ми– 24, подлежащего в рамках нового Плана модернизации[8] – будет закуплено две эскадрильи новых вертолетов по программе Kruk («Ворон»). Среди кандидатов на закупку американские ударные вертолеты Boeing AH-64E Apache Guardian и Bell AH-1Z Viper, а также ударный вертолет AW249 итальянской компании Leonardo.

Инженерные войска продолжат получать саперных роботов по программе Balsa («Бальза») и новые понтонные парки по программе Daglezja («Дугласова пихта») для замены изношенных парков PP-64.

Продолжится разработка программы Cyber.mil, в рамках на основе новейших польских программных и криптографических технологий будет эффективно защищено польское киберпространство.

С какой целью перевооружается Польша?


Масштабное перевооружение Польши осуществляется на фоне постоянного нагнетания темы «российской угрозы» и направлено, что, в общем-то, и не скрывается, против России. Не стоит забывать и о том, что в польской исторической памяти сохраняются представления о Восточных Кресах[9] как несправедливо отторгнутых польских территориях. К этому стоит добавить геополитические амбиции правящих кругов Польши, которые претендуют на региональное лидерство в Центральной и Восточной Европе[10], на особые отношения с США и конфликтуют с ЕС (даже идут разговоры о «Полекзите» по аналогии с «Брекзитом»).

При этом польские амбиции подогреваются из США. К примеру, небезызвестный американский политолог Джордж Фридман, глава частной разведывательно-аналитической компании Stratfor, заявлял, что ситуация на Украине и в Белоруссии будет становиться все менее стабильной и, если на востоке воцарится хаос, то Польша могла бы подумать и о передвижке границ. В 2017 г. он же предсказывал, что через 30 лет Польша будет самым могущественным государством в регионе Центральной и Восточной Европы, амбициозно настроенным на исполнение значимой роли на международной арене, в то время как Германия уже не будет экономической силой, а Россия будет лежать в руинах.

В итоге при определенных обстоятельствах геополитические амбиции Польши, за спиной которой стоят США, постоянно культивируемая русофобия и воспоминания об утраченных территориях на востоке в сочетании с мощными вооруженными силами могут сложиться в весьма гремучую смесь.

Интересы США здесь вполне понятны. Польша рассматривается как проводник американских геополитических интересов в Центральной и Восточной Европе и далее на восток, как своего рода «засланный казачок» внутри ЕС, и как рынок сбыта (прежде всего энергоносителей и вооружений). В том же Плане технической модернизации польских вооруженных сил самые лакомые кусочки достаются отнюдь не польским компаниям, а американским военно-промышленным корпорациям Lockheed Martin, Raytheon и другим.

Понятно, что Россия и Беларусь в этой ситуации так или иначе отреагируют на польское перевооружение. Тем более, что многие закупаемые Польшей виды вооружений, такие как истребители F-35A, ракетные системы HIMARS, дальнобойные гаубицы Krab и др. уже открыто позиционировались как средства подавления российской «зоны ограничения и воспрещения доступа и маневра» (A2/AD) в Калининградской области. Какими именно будут эти ответные меры – покажет время.


Юрий Зверев, директор Центра исследований стран Балтийского региона Института региональных исследований Балтийского федерального университета им. И. Канта


[1] На вооружении осталось 22 одноместных боевых МиГ-29А и семь двухместных учебно-боевых МиГ-29УБ.

[2] На вооружении осталось 12 одноместных боевых Су-22М4 и шесть двухместных учебно-боевых СУ-22УМ3К.

[3] F-35A может нести до четырех ракет класса «воздух-воздух» средней/большой дальности, либо две-четыре управляемые авиабомбы легкого класса в комбинации с парой УР «воздух-воздух», либо две тяжелые авиабомбы или крылатые ракеты.

[4] По американской терминологии Польша приобрела четыре батареи, поскольку каждая из двух закупленных поляками батарей ЗРК Patriot PAC-3+ состоит из двух «огневых единиц», эквивалентных штатным американским батареям этой системы.

[5] Напомню, что советские Т-72 производились в Польше по лицензии.

[6] Названа по имени основателя артиллерии Польских легионов (польских формирований армии Австро-Венгрии, принимавших участие в Первой мировой войне) бригадного генерала Оттокара Бжоза-Бжезины (в переводе на русский что-то вроде Березы-Березняка).

[7] Барражирующие боеприпасы являются разновидностью беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Это беспилотники, которые способны в течение некоторого времени летать в заданном районе (барражировать) и искать цель, после чего уничтожать ее путем самоподрыва («дроны-самоубийцы»). Но есть и разновидности барражирующих БЛА, которые, если цель не найдена, могут безопасно приземлиться и быть использованы в дальнейшем.

[8] На вооружении в Польше находится 28 вертолетов Ми-24В/Д, которые в настоящее время из-за истощения запасов не несут противотанковых управляемых ракет (ПТУР) и вооружены только пулеметами калибра 12,7-мм и неуправляемыми авиационными ракетами (НАР) калибра 57– и 80-мм. В связи с этим их возможности по борьбе с танками и другой бронетехникой сильно ограничены. Модернизированные Ми-24 будут вооружены израильскими ПТУР Spike, польскими ракетами класса «воздух-воздух» Piorun и пусковыми установками НАР NLPR-70 и WW-15. На вертолеты также будет установлена новая система самообороны с приемниками предупреждения о ракетном нападении и оборудованием противодействия и защиты от ракет с инфракрасным наведением.

[9] Польское название территорий нынешних западной Украины, Белоруссии и Литвы, некогда входивших в состав межвоенной Польши (с 1918 по 1939 гг.).

[10] Польша, в частности, стремиться возглавить «Троеморье» или «Триморье» – формирующийся геополитический альянс стран регионов Балтийского, Черного и Адриатических морей, который является реинкарнацией польской межвоенной идеи «Междуморья» (Intermarium). Президент США Трамп поддержал «Инициативу трех морей», поскольку она предполагает поставки американских энергоносителей в эти страны. В феврале 2020 г. было объявлено, что США готовы выделить $1 млрд на газовые проекты в странах «Троеморья» для снижения энергетической зависимости от России.

-----------------

Ну як вам?

UPD
Ще один текст з москальского імперського сайту.


Главная угроза. Россия в новой Стратегии национальной безопасности Польши
12 мая президент Польши Анджей Дуда подписал обновленную Стратегию национальной безопасности. Многостраничный документ описывает текущую обстановку, угрозы и вызовы, а также основные методы обеспечения национальной безопасности. Заметное место в новой Стратегии занимает Россия. На этот раз нашу страну считают одной из главных угроз польской безопасности.

Нео-имперский марш

Наиболее интересные упоминания России и ее политики содержаться в главе Стратегии под названием «Среда безопасности» («Security Environment» в английской версии). Отметив изменения стратегической ситуации и усложнение военно-политической обстановки на международной арене, авторы Стратегии переходят к изобличению главной угрозы.

Наибольшей угрозой для безопасности Польши именуется российская «нео-имперская политика, проводимая при помощи военной силы». «Агрессия» против Грузии и Украины, а также «аннексия» Крыма нарушили основные принципы международного права и подорвали основы европейской безопасности.

Россия активно развивает наступательный потенциал на западном стратегическом направлении. В Калининградской области и на Балтике создаются и расширяются зоны ограничения и воспрещения доступа и маневра (A2/AD). Проводятся учения, сценарий которых предусматривает развертывание крупных группировок, войну с членами НАТО и даже применение ядерных вооружений.

Угрозу видят и в применении Россией методов «гибридной войны», которые могут спровоцировать полноценный конфликт. Используется полный спектр невоенных средств, способных дестабилизировать структуры зарубежных стран и даже создавать разногласия между союзниками. Авторы Стратегии предполагают, что Россия продолжит подрывать международный порядок, желая восстанавливать свои сферы влияния.

Российская политика сказывается и на вопросах глобального уровня. Польская Стратегия отмечает растущее стратегическое соперничество между крупными державами. Противостояние США, России и Китая затрагивает всю международную политическую систему.
 

Энергетическая угроза

Отмечается, что критическое значение для безопасности Польши имеет энергетика. Однако и тут имеются проблемы, прямо связанные с Россией. Значительная часть Центральной Европы и Балканского региона получает газ и нефть преимущественно от российских поставщиков. Новые международные проекты, такие как «Северный поток-2», способны усилить зависимость европейских государств от российского сырья.

Все это создает новые риски. Россия может использовать поставки энергоносителей как дополнительный инструмент для давления на зарубежные страны. Это необходимо учитывать при планировании – и заранее принимать меры.

Одновременно с этим авторы Стратегии признают, что состояние польской энергетической инфраструктуры оставляет желать лучшего. Необходимо дальнейшее развитие электрических сетей, объектов газовой промышленности и т.д. Имеющийся рост емкости нефте- и газохранилищ признают недостаточным. При всем этом, польская энергетика должна оставаться конкурентоспособной и соответствовать требованиям Евросоюза.
 

Меры безопасности

Стратегия национальной безопасности включает четыре «столпа» (Pillar) – эти главы описывают конкретные меры и методы, необходимые для решения актуальных задач. Любопытно, что во всех четырех главах Россия непосредственно упоминается только дважды, тогда как прочие разделы и пункты посвящены другим странам или иным проблемам. На фоне предыдущих глав все это выглядит весьма интересно.

Глава «Pillar II» посвящена месту Польши в международной системе безопасности («Poland in the International Security System»). Первый ее раздел содержит цели и задачи польской политики в рамках НАТО и Европейского союза. Пункт 1.8 этого раздела описывает стратегию в отношении России.

Предлагается использовать в отношениях с нашей страной «двойную политику», осуществляемую в рамках НАТО. Это подразумевает усиление обороны с целью сдерживания возможной агрессии – при сохранении готовности к взаимовыгодному диалогу.

Последнее прямое упоминание России имеется в «Столпе №4» – «Social and Economic Development. Environment Protection» («Социальные и экономические проекты, защита окружающей среды»). Раздел 4, «энергетическая безопасность» включает пункт 4.4 о взаимодействии с российской стороной.

Этот пункт предлагает достаточно жесткие меры. Требуется использовать все дипломатические, правовые и административные усилия для прекращения строительства новых трубопроводов и т.п. инфраструктурных объектов. Такое требование обусловлено тем, что подобные стройки увеличивают зависимость Центральной Европы от российского сырья – а это становится инструментом давления.

Остальные меры, описанные в четырех главах, затрагивают вопросы внутренней политики и экономики либо отношения с третьими странами. Все они направлены на решение актуальных и ожидаемых проблем разного рода, мешающих дальнейшему развитию Польши в качестве самостоятельной страны и участника различных организаций.

За последние годы


Предыдущая версия Стратегии национальной безопасности была принята в 2014 г., вскоре после известных событий. В том документе Россию и ее политику не называли главной угрозой, но указывали на возможные риски. В частности, безопасность Польши прямо связывали с взаимоотношениями России и США. Также к факторам риска относили события вокруг Крыма и Украины.

За прошедшие годы политическая ситуация в регионе изменилась, и Польша пересмотрела свою Стратегию обороны. В контексте отношений с Россией формулировки изменились в сторону ужесточения. Официальные намерения продолжать плодотворное сотрудничество в рамках ЕС и НАТО, в т.ч. против «российской агрессии» сохранились в прежнем виде либо усилились.

В целом новая Стратегия говорит сама за себя. Польша теперь открыто говорит о восприятии России как главной угрозы. Курс на улучшение отношений между странами могут взять только при наличии тех или иных выгод для себя – и не обязательно для российской стороны.
 

Очевидные причины

Хорошо известно, что в течение нескольких последних десятилетий официальная Варшава предпочитает отдаляться от Москвы и дружить с Вашингтоном. Многие тактики и решения польского руководства определяются именно этими особенностями международных отношений. Очередным результатом такой политики стала новая Стратегия национальной безопасности.

Главный зарубежный союзник Польши в лице США в последние годы придерживается весьма жесткой позиции в отношении России. Варшава соглашается с ним, в т.ч. путем изменения ключевых документов в сфере безопасности государства.

Агитация на тему угроз со стороны России помогает улучшать отношения с зарубежными партнерами по НАТО и ЕС, нередко получая определенные выгоды от этого. Кроме того, такие темы хорошо работают на местном уровне среди собственных польских избирателей.

Следует отметить, что «российская угроза» выгодна не только с политической точки зрения. Она оказывается удобным поводом для увеличения военного бюджета, что весьма радует министерство обороны и связанные с ним структуры. Увеличивается жалование, растут расходы на закупки и т.д. В этом четко просматривается как корпоративный, так и личный интерес.

Эта ситуация на руку и поставщикам продукции военного назначения, в т.ч. американским. За последние несколько лет Варшава и Вашингтон договорились о продаже зенитных комплексов, боевых самолетов, средств управления войсками и т.д. общей стоимостью в миллиарды долларов. Появление подобных заказов стало возможным благодаря ряду факторов, и одним из основных является пресловутая российская угроза. Не остаются в стороне и местные производители вооружений и техники.
 

Выгодный курс

В настоящее время польские власти заинтересованы в сотрудничестве с США, другими странами НАТО и ЕС – по политическим, экономическим, военным и иным причинам. Взаимодействие с Россией не является приоритетным, поскольку не сулит те же выгоды. При этом дружба с одними крупными странами фактически исключает хорошие отношения с другими. Такие особенности внешней политики могут даже закрепляться в Стратегии национальной безопасности.

Новая польская позиция в отношении нашей страны не является неожиданностью. Процессы, приводящие к таким последствиям, наблюдаются не первый год, и новая Стратегия оказывается вполне ожидаемой. При этом польский документ вряд ли стоит считать опасным для двух стран, хотя он и не несет никакой пользы.

В целом Россия заинтересована во взаимовыгодном сотрудничестве с Польшей, равно как и с другими странами НАТО или ЕС. Однако в настоящее время подобные потенциальные партнеры предпочитают дружить с США, поскольку это банально выгоднее. Возможно, в будущем ситуация изменится, и зарубежным странам больше понравится сотрудничать с Россией. Но пока дело обстоит иначе – и наша страна становится «главной угрозой» для Польши.

Підписуйтесь на наш Telegram канал Enigma