Enigma Enigma

Liza Levchenko

2018-09-25 16:33:20 eye-2 3710   — comment 0

Мечтаешь о сильной России — умри до пенсии

 

Пенсионная реформа в России спровоцировала массовые акции протеста и существенно понизила электоральный рейтинг Путина


По России прокатились акции протеста против повышения пенсионного возраста. Оппозиция совместила массовые демонстрации в России с днём выборов 9 сентября, то есть с единственым днём голосования, когда в РФ выбирали губернаторов, мэров и депутатов разных уровней.

Протесты состоялись практически во всех крупных городах (всего городов, в которых прошли более или менее значимые демонстрации – 39, причем почти везде власти отказывались согласовывать протестные выступления), что само по себе можно счесть успехом. Однако размах протестов был совсем не впечатляющим. В Москве в районе Пушкинской площади собралось около 4 тысяч человек (за даными полиции РФ — 2 тысячи), а в Петербурге – 5 тысяч. Это явно не тот размах протестов, с которым власти стали бы считаться. Зато по жесткости и размаху задержаний прошедшие демонстрации стали во многом выдающимися. Всего было задержано более 840 человек, а это очень немало, учитывая, что общее число протестующих – всего лишь несколько десятков тысяч.

Жесткими полицейскими дубинанками и Путинский демагогией по жителям России

Больше всего задержанных – в Петербурге, 354 человека (там и демонстрация была наиболее массовой). Некоторые города установили местные рекорды по числу задержанных. Например, Екатеринбург, где "свинтили" 129 человек. Такого количества задержанных столица Урала не знала уже много лет. При этом хватали как реальных участников протестов, так и случайных прохожих, и исполнявших свой профессиональный долг журналистов. Среди жертв полицейского произвола – женщины, дети, старики-пенсионеры, в том числе 80-летние. Предположение, что в единый день голосования полиция и ОМОН не будут "винтить" протестующих в тех масштабах, как это происходит в обычные воскресные дни, к сожалению, не оправдалось. Даже в Москве, где и иностранцев побольше, и проходил масштабно отмечаемый праздник – День города, было задержано, причем часто – в жесткой форме, с побоями, 36 человек. Добрые и вежливые полицейские, всегда готовые помочь людям, чудесным образом испарились с московских улиц вместе с завершением мундиаля и с отъездом подавляющего большинства интуристов.

Жесткими полицейскими мерами, дешевой путинской демагогией о якобы "смягчении" последствий пенсионной реформы и безудержной, зомбирующей телепропагандой власть смогла существенно ограничить размах протестов. Согласно последним социологическим опросам, 77% населения России выступает против повышения пенсионного возраста. И в это можно поверить. А вот в то, что, согласно тем же опросам, 53% недовольных готовы непосредственно участвовать в акциях протеста, верится с трудом. Во всяком случае, если и готовы, то только не в таких, когда на головы демонстрантов обрушиваются дубинки и людей десятками тащат в автозаки. Так что сегодня власть может чувствовать себя победителем и спокойно продолжать продавливать непопулярную пенсионную реформу.

Когда иссякнет шагреневая кожа Путина?

Однако в долгосрочной перспективе эта победа может оказаться пирровой. Репрессии против мирных протестующих постепенно радикализируют протест. Люди, участвующие в протестных акциях и становящиеся жертвой полицейского произвола, неизбежно будут задумываться о том, что необходимо каким-то образом организовываться для противодействия незаконным действиям сил правопорядка. И постепенно уровень насилия будет расти с обеих сторон. А это в конце концов приведет к тому, что власти смогут разгонять достаточно многочисленные демонстрации только с применением вооруженной силы, т. е. попросту говоря, стреляя по демонстрантам боевыми патронами.

Подобное развитие событий может привести к непредсказуемым и весьма трагическим последствиям, вплоть до революции, и кровавому сценарию смены режима, чего всячески стремятся избежать как системные либералы в России, так и западные партнеры Путина. Однако история учит, что те правители, которые не дают выхода протестным настроениям в те или иные разрешенные отдушины, часто сами становятся жертвами насилия. Нынешний российский президент может, в конечном счете, оказаться в их числе.

Обращение Владимира Путина по поводу смягчения пенсионной реформы никаких сенсаций не принесло. Как и ожидалось, женщинам скостили новый возраст выхода на пенсию с 63 до 60 лет, мотивируя это бережным к ним отношением. Но ведь с самого начала было понятно, что такой некруглый возраст в 63 года понадобился только для того, чтобы в ходе дальнейших обсуждений понизить его до 60 лет. Также было понятно, что о планируемом смягчении пенсионной реформы должен будет объявить Владимир Путин, и никто другой. И сделано это будет перед самым началом запланированных в РФ на сентябрь протестов против повышения пенсионного возраста.

Все остальные изменения пенсионной реформы носят по сути пропагандистский характер и принципиального значения не имеют. Тем не менее, перечислим их.

Мечтаешь о сильной России — умри до пенсии

Лицам предпенсионного возраста, не имеющими работы, будут платить пособие по безработице в 11 280 рублей в течение одного года, в два с лишним раза больше, чем теперь. Но ведь лицам предпенсионного возраста ждать пенсий придется не год, а целых пять лет. Что же, они остальные четыре года положат зубы на полку или сразу тихо лягут в гроб? К тому же, статус безработного содержит ряд ограничений, при несоблюдении которых выплаты прекращаются. Чиновники, я думаю, при желании найдут достаточно поводов, чтобы не платить предпенсионерам пособия в течение целого года.

Ну, и вот еще мелочи, которые вряд ли сильно обременят российскую казну: 2 дня в год для диспансеризации предпенсионерам с сохранением заработка (приведет лишь к огромным очередям в государственных поликлиниках); сохранение льгот для шахтёров, работников горячих цехов, химических производств, чернобыльцев и некоторых других категорий, равно как и действующих условий назначения пенсий для коренных малочисленных народов Севера; 25-процентная надбавки к пенсиям тем, кто имеет 30-летний стаж работы в сельском хозяйстве (таких немного); разрешение выходить на пенсию досрочно женщинам с 37 годами трудового стажа и мужчинам – с 42 годами (таких до достижения планируемого пенсионного возраста – ничтожное число), сохранение на переходный период льгот по выплатам налогов за недвижимость и землю тем, кто достигнет нынешнего пенсионного возраста (решения же по ЖКХ, проезду и другим льготам отдано регионам). Всё это – капля в море.

Необходимость повышения пенсионного возраста Путин, как всегда, обосновывал "тяжелейшими демографическими потерями во время Великой Отечественной войны", а также резким снижением рождаемости в кризисные 90-е годы. От своих же обещаний 2000-х годов ни в коем случае не повышать пенсионный возраст во время своего правления он открестился довольно примитивно. Это, дескать, в период с 2000 по 2012 год повышать пенсионный возраст было никак нельзя, а сейчас, в 2018 году, - самое время для повышения пенсионного возраста. В общем, еще раз продемонстрировал, что является хозяином своего слова. Захотел – дал обещание, захотел – взял его обратно.

Путин даже не упомянул о необходимости изменения российской конституции, прямо запрещающей повышение пенсионного возраста. Зато угрожал пенсионерам понижением пенсий, если не провести реформу сейчас, или даже тем, что пенсии вообще перестанут выплачивать. Обещание же к концу следующего десятилетия, т. е. к 2030 году, выйти на среднюю продолжительность жизни более чем в 80 лет звучит не слишком обнадеживающе – скорее как намерение Владимира Владимировича, как минимум, до этого срока оставаться у власти. Хотя ему к тому времени будет уже 78 лет (если, конечно, ничего не случится).

Путин умолчал о реальных причинах повышения пенсионного возраста

И Путин ни слова не сказал о реальных причинах повышения пенсионного возраста – аннексии Крыма и войнах на Донбассе и в Сирии, что вызвало резкий рост государственных расходов и необходимость затыкать средствами Пенсионного фонда затыкать дыры в бюджете. А то, в каком окончательном виде примут пенсионную реформу, будет зависеть исключительно от массовости протестных выступлений против нее 2 и 9 сентября, на предотвращение которых и направлены обращение Путина и предшествовавший ему арест Навального. Тут еще, кстати, The Insider оценил, скольким российским пенсионерам можно было бы платить пенсии в течение месяца, если продать активы Путина, Медведева и их ближнего круга. Президент обеспечил бы 12,5 млн. пенсионеров (или 1 млн. в течение года), премьер – 5 млн., глава "Роснефти" Игорь Сечин – 1,25 млн., глава "Газпрома" Алексей Миллер – 350 тыс., а спикер Госдумы Вячеслав Володин – только 70 тысяч. Характерно, что насчет возможности снижения пенсий депутатам, министрам, чиновникам и топ-менеджерам госкорпораций Путин в своем обращении ничего не сказал.

Настораживает только то, что организаторы протестов, как слева, так и справа, больше акцентируют внимание на коррупции как главной причине повышения пенсионного возраста, а не на реальных причинах в виде Крыма, Донбасса и Сирии.

Пенсионная реформа в Крыму

Те, кто отважно заявлял о готовности затянуть пояса после «возвращения Крыма в родную гавань», имеют прекрасную возможность осуществить задуманное четыре года спустя. Пенсионная реформа им в помощь. Как выяснилось в начале сентября, когда по России началась волна митингов против повышения пенсионного возраста, одно дело драть глотку за государеву «победу», а другое – заплатить за «Крымнаш» из своего кармана. Поэтому люди и вышли на улицы.

Но это в России. В Крыму пенсионную реформу проглотили, считай, молча. «Председатель Государственного Совета Республики Крым» Владимир Константинов с легкостью расписался за все население полуострова, расценив отсутствие сходных с российскими массовых выступлений как полную и безоговорочную поддержку реформы.

В Керчи местные коммунисты пырхнулись было с заявкой на проведение митинга, но их желание быстренько прихлопнули. Правда, по местам массовых скоплений горожан вроде рынков бродили старички с подписными листами, предлагая несогласным с повышением пенсионного возраста оставить автограф, но желающих было немного. Все же российский Крым – это вам не украинский, когда люди безо всякой опаски подписывали любые ноты протеста, попутно шерстя при этом в хвост и гриву президента с правительством и Радой. Теперь ни один раз репу почешут, прежде чем сказать чему-то «нет». Старики думают, как детям и внукам не навредить, работающие – как из штата не вылететь. Все возмущаются, но по углам.

По старшему работающему поколению удар пришелся самый болезненный. Причем двойной: из Украины, несколько лет назад повысившей возраст выхода на пенсию, и нынешний – из России с любовью к людям. Эти предпенсионеры так радовались заплыву в «родную гавань», рассчитывая выйти на заслуженный отдых по еще советским возрастным стандартам, а не по европеизированным украинским, что сейчас с трудом переваривают свой «облом». А еще их точит злобная зависть к тем, кто вышел на пенсию после «крымской весны», заполучив ее вроде как в России в 55 и 60 лет соответственно, но по украинскому законодательству. У этих счастливчиков пенсии оказались выше назначаемых по российским стандартам. Не зря керчане, достигшие пенсионного «совершеннолетия» в 2014 году, ночевали под Пенсионным фондом в надежде получить содержание по законодательству преданной им Украины. Размер российских пенсий, назначаемых нынче керчанам, особенно конторским, «впечатляет»: от 6,5 до 8 тысяч рублей.

Что бы там Росстат не трындел о средней пенсии в 14 тысяч рублей, цифра которой у них выходит, когда ежемесячное содержание экс-мэра Керчи или условно осужденного на семь лет за взятку экс-директора местного торгового порта в 80 тысяч рублей делят на стариков одной городской многоэтажки, большинство керчан имеют ежемесячно 8500-10000 рублей. Это при том, что многие нынешние пенсионеры работали на судостроительном заводе, металлургическом комбинате, рыбодобывающих предприятиях, где зарплата была выше средней по СССР.

Наслушавшись телека, керченские бабушки моментально впадают в амнезию, забывая о том, как сами с 6 утра занимают очередь за мясными косточками в магазине «Скворцово». Как, не брезгуя, покупают на рынках переборки овощей и фруктов, балуют себя домашним молочком только по весне, когда оно самое дешевое, как сокрушаются в аптеках, узнав цену нужного лекарства, как в зиму живут впроголодь, отдавая половину пенсии за тепло. И при этом приговаривают: «А при Юльке мы в очередях за пенсией с ночи стояли, пенсии задерживали». В общем, «ничего хорошего в Украине не было», «только и зажили».

Но сегодня речь не о них, а о тех, кому предстоит еще зарабатывать стаж и право на пенсию. Где это с уверенностью нынешних стариков можно делать в той же Керчи, когда паромная переправа и порты сократили персонал, работники металлургического завода третью неделю на простое, небольшие магазины то и сдаются в аренду из-за нерентабельности? Да, официальной безработицы в Керчи нет, вакансий предостаточно, но предлагаемая оплата труда сегодня не обеспечивает человеку трудоспособного возраста нормальные стандарты жизни, а через годы он не сможет претендовать на приличную пенсию.

И ведь что самое противное в российской пенсионной реформе? Что старшее работающее поколение перекроет «кислород» молодым специалистам, которые будут до ужаса ненавидеть людей возраста собственных родителей. Это создаст почву не просто для профессиональной конкуренции, а для социального конфликта. И работодатели, которым уже грозят с правительственной колокольни, чтобы не думали увольнять предпенсионеров или отказывать им в трудоустройстве, будут крутиться между молотом и наковальней, изворачиваясь в своем желании всеми правдами и неправдами заменить закостеневшего в своем опыте пожилого работника на технически продвинутого молодого специалиста со свежими мозгами.

Но пока работодатели, работающие и готовящиеся влиться в профессиональную сферу, ломают голову над решением задачи, поставленной правительством, его министры втихую пристраивают денежки обокраденных ими будущих пенсионеров. Со следующего года в унисон с началом пенсионной реформы увеличивается «материальная мотивация» государственных и муниципальных чиновников, которых на их счастье исключили из общего тренда по затягиванию поясов, на что уйдет сэкономленный на будущих пенсионерах триллион рублей. А оставшуюся «мелочь» в сто миллионов рублей направят на финансирование прокремлевских молодежных лагерей «Таврида» и «Территория смыслов». Наверное, в их программу как раз и включат тему «адаптации молодого поколения к новым границам» (пенсионного возраста), заявленную главой российского правительства Дмитрием Медведевым. Там и будут отрабатывать методику воспитания будущих бессловесных «невыступливых» российских пенсионеров.


 

Підписуйтесь на наш Telegram канал Enigma