Enigma Enigma

SergiusAK

2021-07-13 11:04:03 eye-2 3768   — comment 7

​​​​​​​Мифы украинского национализма

Как уже отмечалось здесь, на просторах нашей страны преобладает этногенетическая концепция становления украинской нации. Заложена она была еще на 1-м этапе (здесь) становления национального движения, большой вклад в ее научное обоснование внес также М. Грушевский. Давайте попытаемся посмотреть, насколько эта концепция соответствует реальным историческим событиям и может ли она быть основой для текущего развития украинского национализма.

Зарождение казацкого мифа

Я уже упоминал, что этногенетическая концепция пытается «вывести» корни украинской нации из времен Киевской Руси и выражал свое скептической отношение к такому подходу. Теперь хотелось бы поговорить о другом мифе, прочно вошедшем в наш обиход еще со времен Т. Шевченко – об украинском казачестве и его беспримерной национально-освободительной борьбе. Миф этот является краеугольным камнем нашего национализма, без него, по сути, невозможно было бы само его появление.

Как уже писалось здесь, причиной возникновения этого мифа стала «Исторія Русовъ, или Малой Россіи», написанная неизвестным автором то ли в конце 18, то ли в начале 19 века. Она оказала огромное влияние на российскую просвещенную публику тех времен. Под ее воздействием Рылеев создавал свою поэму «Наливайко», Пушкин писал «Полтаву», на нее опирался Гоголь в «Тарасе Бульбе», Шевченко брал из нее сюжеты для своих произведений. Как указывал историк литературы В. Шевчук, она напоминала теряющей свое национальное лицо украинской интеллигенции «об их исторических корнях, об их положении, истории, быте, героических деяниях».

«История русов», более 20 лет распространяясь только в рукописном виде, претендовала на звание исторического очерка и соответствовала романтическим предоставлениям того времени: герои и злодеи, описания битв, победы и поражения. Русами в ней именовались казаки и ловким росчерком пера история и деяния этого немногочисленного военно-служилого сословия были отождествлены с историей и действиями всей украинской нации. В результате кучка казаков (в лучшие случае реестровых казаков, бывших на военной службе у Речи Посполитой или Московского царства насчитывалось до 60 тысяч человек, обычно было в разы меньше) стала «представлять» интересы всего многомилионного украинского народа (на 1618 г в РП жило 5 млн русов - украинцы + белорусы), а их борьба за свои привилегии интерпретировалась теперь как национально-освободительное движение.

Впоследствии «История» была признана недостоверным источником многими историками, включая одного из руководителей Кирилло-Мефодиевского братства историка Н. Костомарова. Но было уже поздно, и она «превратилась в творящий нацию миф, который помог расколоть российскую имперскую идентичность и лег в основу современной украинской нации», как указывал профессор Гарвардского университета С. Плохий в своей книге «Казацкий миф. История и нациогенез в эпоху империй». Независимо от того, насколько далеко от действительности находится изложенная там история казачества, для многих поколений она стала «настоящей». Как писал о подобном П. Коэн, «как только образы прошлого утверждаются в головах (и сердцах) людей, они обретают собственную правду, даже если эта правда не совпадает с тем, что в действительности было в прошлом».

Предыстория Гетманщины

Под обобщенным термином Гетманщина я имею в виду период казачества до этого, восстание Хмельницкого, собственно Гетманщину как украинское казацкое государство и Руину, приведшую к расколу на две Украины: Левобережную и Правобережную. Начинается этот миф с восстания Б. Хмельницкого. Если взглянуть на украинскую Вики, то как только его не называют: и национально-освободительная война, и казацкая революция, и великая украинская революция, и национальная революция. В чем же заключается суть этого события и имеет ли оно право называться столь высоким термином национальное? Чтобы ответить на этот вопрос нам придется немного углубиться в дебри истории.

Как я уже писал здесь, через некоторый период после монголо-татарского нашествия почти вся территория нынешней Украины отошла в состав Великого Княжества Литовского, а затем спустя пару веков стала частью Речи Посполитой. Обычное дело – одни государства хиреют и слабеют, их территории становится добычей более молодых и сильных. Но тут нужно подчеркнуть несколько важных особенностей, оказавших огромное влияние на все последующие исторические события. Пребывая в составе ВКЛ украинское население обладало теми же политическим, социальными и экономическими правами, что и остальные подданные княжества, к тому же оно составляло там подавляющую долю. Православное христианство было одной из ведущих религий в нем, ведь именно князь Гедимин добился учреждения в княжестве православной метрополии отдельной от Московского княжества. Но самое главное - в ВКЛ не было крепостничества. Все земли в княжестве считались государственной собственностью, они были разделены на участки, называемые службами, и раздавались всем желающим на условиях «доставляти за службу одного озброєного чоловіка до війська великого князя». Причем участки эти раздавались как отдельным крестьянам, так и целым общинам. Такие общины пользовались очень высокой степенью автономности, власти в их внутренние дела не вмешивались при выполнении вышеуказанного условия. Такой подход, особенно на территории южной Украины, страдающей от набегов со стороны Крымского ханства, привел к появлению военно-служилого сословия, получившего впоследствии название казачество.  К началу 16 века казаки уже занимали значительную территорию нашей страны и представляли собой грозную военную силу, они не только успешно обороняли рубежи государства, но часто и сами отправлялись в военные походы против татар. К этому времени была организована Запорожская Сечь – укрепленный казацкий военный лагерь (а вернее целая сеть), практически находящийся вне юрисдикции любого государства.

И вот на фоне такой вольной жизни для украинских селян и казаков, происходит объединение ВКЛ и Королевства Польского в единое федеративное государство Речь Посполитая. Люблинская уния в 1569 г означала фактическое поглощение обширных территории ВКЛ, включая современную Украину, поляками и положила начало полонизации этих земель. Все это привело к резкому изменению вековых устоев и изменению положения казаков и крестьян. Вольности бывшего княжества были упразднены, и огромная часть населения была переведена в категорию безземельных или крепостных крестьян. Польское право, введенное Люблинской унией, не имело такого понятия как казачество, с их обязательной военной службой. Им были определены права только таких сословий как шляхта, мещане и крепостные.  Пораженные в правах казаки и лишенные земель крестьяне ответили массовым исходом в южные земли Украины, где властвования шляхты еще не было. Численный состав Запорожской Сечи и Войска Запорожского рос как на дрожжах. Присоединялись к казакам и достаточно много просто авантюристов, разбойников и любителей легкой наживы (с 1606 по 1625 казаки совершили более десятка только крупных, известных по летописям, походов против татар и турок, которые сопровождались захватом значительной добычи).

Польские власти стали перед дилеммой: с одной стороны, они были обеспокоены ростом своевольного, никому не подчиняющегося казацкого населения Поднепровья, с другой стороны, Запорожское казачество играло важную роль в защите пограничных рубежей государства. Польский король попытался решить эту проблему, призвав часть казаков на государственную военную службу, занеся их в реестр и создавая их них привилегированное сословие по сравнению с остальным низовым казачеством. Их обязанностью стала оборона южных границ польско-литовского государства и выполнения полицейских функций (прежде всего против остальных казаков). Грамота короля Сигизмунда II от 5 июня 1572 г предполагала первоначальный набор 300 реестровых казаков из запорожцев. Важнейшим пунктом этого указа было назначение шляхтича  старшим и судьей над низовыми казаками. Это была неприкрытая попытка ограничения былой автономии казацких поселений, организация административного и судебного контроля над всем казачеством. После организации реестрового войска власти королевства стали признавать «казаком» только того, кто был вписан в реестр, все остальные, прежде всего, принадлежащие к Запорожской Сечи, были поставлены вне закона.

Но поскольку король был сильно ограничен сеймом в своих законодательных правах, а сейм такое решение встретил в штыки (в 1596 г он даже ликвидировал реестровое казачество, но оно затем было опять восстановлено Сигизмундом III), то несмотря на королевские распоряжения, юридические права реестровых казаков в действительности были не определенными. Местная шляхта и администрация не признавали за ними особых привилегий, дарованных королями, заставляли отбывать разные повинности, платить всевозможные сборы, отнимали имущество и т.п. 

Экономическая и политическая монополия шляхты и отказ властей приравнять привилегии казаков к шляхетскому сословию вызывали серьезное недовольство среди казачества. Положение еще и усугублялось многократными попытками ограничить или значительно уменьшить количество реестровых казаков.  Не забываем, что большое реестровое казачье войско требовалось только во время военных действий, которых РП тогда вела немало (с турками, татарами, россиянами и даже шведами). В мирное время надобность в тысячах реестровиков отпадала, и они были вынуждены из привилегированного сословия, находящегося на жаловании, превращаться обычных крестьян или мещан, вынужденных работать. Все это не могло не привести к серьезным конфликтам и по территории Малопольской провинции прокатились череда казацко-крестьянских восстаний еще задолго до Хмельницкого: около десятка с 1591 года по 1648. Начинались они практически все в Запорожской Сечи и охватывали иногда значительную часть Украины. Завершались, как правило, разгромом казаков объединённым шляхетским войском, в составе которого, кстати, часто участвовала и часть реестровых казаков.

Здесь необходимо пояснить отдельно почему в этих восстаниях принимали активное участие украинские селяне. Связано это было с усилением экономического гнета со стороны польской шляхты. Дело в том, что до объединения ВКЛ с КП в единое государство, сельское хозяйство имело тогда совсем другую природу, чем сейчас. Оно, в основном, заключалось в пчеловодстве, собирательстве, охоте, рыболовстве и мелком промысле. Занимались этим и запорожские казаки, по свидетельству польского хрониста М. Бельского, оставившего первые письменные упоминания о Запорожской Сечи. Хлеб тогда сеяли только для собственного пользования, никто не рассматривал его в тех краях в качестве товарного продукта по одной простой причине: его некуда было везти. Но после образования РП появился свободный путь для его вывоза в земли Западной Европы. Хлеб подскочил в цене в несколько раз и теперь черноземные земли Украины стали ценнейшим ресурсом, на которые поспешила наложить свои загребущие руки польская шляхта, до этого особо на них внимания не обращающая в силу опасностей постоянных набегов со стороны татар. Теперь же шляхтичи вытребовали у короля права на украинские земли и начали массово занимать их. При этом заселявших их крестьян или переводили в положение крепостных, или изгоняли. Это не могло не вызвать сопротивления, зачастую за селян вступались казаки, так возник еще один острый повод для ненависти и противоборства.

Положение украинского казачества и крестьянства еще больше ухудшилось после 1596 г, когда была принята Брестская уния, нанесшая сильнейший удар по православию. На землях РП началось активное насаждение католичества, сопровождаемое резким ростом религиозной конфронтации. Правящие круги и католическая знать государства активно поддерживали униатов, низведя традиционное православие до положения нелегальной и гонимой властями конфессии. Казачество же в подавляющей массе своей исповедовало православное (н-р, если верить некоторым источникам, приверженность ему была даже одним из немногих условий для приема в Запорожскую Сечь). Таким образом, к ранее указанным причинам трений между казачеством, крестьянством и шляхтой добавился религиозный вопрос, имеющий в те времена огромное значение. Н-р, восстание Федоровича в 1630 г, одно из относительно успешных, проходило уже под 2-мя призывами: «получать казацкие вольности» и «защищать православную веру».

Продолжение следует

Підписуйтесь на наш Telegram канал Enigma