Enigma Enigma

SergiusAK

2024-10-26 05:38:45 eye-2 3986   — comment 0

Мирный план Зеленского 3

В Foreign Affairs вышла статья, посвященная «плану» Зеленского с очень хорошим анализом того, что необходимо для его успешной реализации. Предлагаю читателям ее перевод, выводы делайте сами, насколько вероятно выполнение описанных ниже мер как со стороны Украины, так и со стороны ЕС и США.

 

Украина должна переломить ситуацию, прежде чем сможет вести переговоры

Президент Владимир Зеленский провел последние недели, пытаясь продать свой «план победы», основные элементы которого он представил украинскому парламенту 16 октября, партнерам Украины. План включает расширенную военную помощь для стабилизации фронта, гарантии безопасности через членство в НАТО и оборонно-промышленное сотрудничество. Детали плана были встречены со значительным скептицизмом среди партнеров Украины, которые опасаются, что без реформ набора и подготовки украинских военных сил одного лишь оборудования будет недостаточно для стабилизации фронта. Они также не верят в готовность альянса гарантировать безопасность Украины.

Хотя детали остаются под вопросом, базовый анализ, который формирует позицию Зеленского, является обоснованным. Президент России Владимир Путин будет вести серьезные переговоры только в том случае, если он считает, что проигрывает в военном отношении. Чтобы завершить войну на выгодных условиях, Украина должна сначала стабилизировать фронт, получить максимальное влияние на Россию и получить гарантии безопасности, чтобы обеспечить себе процветание и безопасность после конфликта. Чтобы достичь этих целей, Киев должен быть четко согласован со своими международными партнерами.

Проблема в том, что Украина сейчас сталкивается как с ухудшающейся ситуацией на поле боя, так и со стагнацией дипломатических усилий среди своих партнеров перед выборами в США, где кандидаты имеют радикально разные подходы к конфликту. Летом Россия сумела добиться некоторых существенных преимуществ над украинскими войсками, что позволило ей медленно, но уверенно продвигаться сквозь украинскую оборону. Эти российские преимущества могут быть сведены на нет. Но по мере того, как украинские потери растут, Киев и его партнеры не могут терять времени. Если международные партнеры Украины будут ждать, пока произойдут изменения, находящиеся вне их прямого контроля, прежде чем они начнут действовать, как они, по-видимому, делают сейчас, они увеличат вероятность неудачи.

ПРЕИМУЩЕСТВО РОССИЙСКОГО ПЕРЕМАЛЫВАНИЯ

На сегодняшний день Кремль считает, что может достичь своих целей на Украине военным путем, и поэтому не заинтересован в немедленных переговорах или выводе войск. Украинские силы стали опасно растянутыми. Теперь они разбросаны вдоль 600-мильной линии фронта, а набор и обучение не смогли компенсировать количество потерь в передовых частях. Более того, запасы артиллерии, боеприпасов, танков и боевых машин пехоты на Украине сокращаются. Чем больше ей не хватает этих ключевых видов оборудования и вооружения, тем больше ей приходится полагаться на пехоту для удержания фронта, что приводит к соответствующему росту потерь.

Используя людские трудности Украины вдоль ее восточного фронта, Россия добилась постепенных успехов за последние несколько месяцев. В первой половине октября российские войска захватили Угледар и ворвались в Торецк — после двух лет в основном безуспешных атак на оборону Украины в Донбассе. Наряду с захватом ключевых городов вокруг украинского оплота Покровск эти успехи показали, что Россия создала эффективную формулу подрыва способности Украины удерживать позиции. Чтобы Украина могла вести переговоры с позиции силы, она должна остановить наступление России и стабилизировать фронт. Но для этого военному руководству Украины придется решить несколько тактических задач.

Текущие преимущества России на поле боя основаны на нескольких возможностях. Во-первых, истощение тактической ПВО Украины с конца 2023 года — запасы перехватчиков опасно малы, и пополнение запасов происходит лишь периодически — позволило России установить непрерывное и плотное наблюдение за фронтом с помощью беспилотников. Теперь Россия ежедневно пролетает над украинской территорией от 1000 до 1300 разведывательных беспилотников дальнего действия, предоставляя России ценные данные о нацеливании. Российские подразделения используют баллистические ракеты для удара по ПВО Украины, если Украина попытается продвинуть их вперед, поскольку барражирующие боеприпасы, беспилотные ракеты, предназначенные для поиска и поражения целей, прочесывают тыловые части украинских передовых линий, чтобы уничтожить ее артиллерию.

Угроза от российских барражирующих боеприпасов и планирующих бомб заставляет Украину держать свою артиллерию подальше от линии фронта, что в свою очередь позволяет российским войскам переместить свою артиллерию ближе к линии фронта, делая ее доступной для украинских логистических подразделений, медиков и войск, ретирующихся за линией фронта. Это давление заставляет украинские войска оставаться на подготовленных боевых позициях, где они защищены от осколков. Тем временем Россия посылает небольшие группы вперед, чтобы заставить украинцев на боевых позициях расходовать боеприпасы и не дать им отдохнуть. После того, как боевые позиции были идентифицированы, российские войска вызывают авиаудары с использованием планирующих бомб весом от 500 до 1500 кг, которые могут поражать позиции с большой точностью. Когда украинцы пытаются ротировать свои подразделения, их преследует артиллерия. Затем, когда оборонительные позиции прореживаются, русские предпринимают стремительные атаки на мотоциклах, часто при поддержке бронетехники, чтобы проникнуть в украинские окопы.

Такой подход обходится дорого в российских войсках, но на данный момент Россия смогла поглотить потери. Москва, похоже, делает ставку на то, что сможет достичь своих целей на Донбассе в следующем году и навязать украинским военным такой уровень потерь и материальной деградации, что они больше не смогут предотвратить дальнейшее продвижение, что даст России значительные рычаги на переговорах.

СНАРЯДЫ, СОЛДАТЫ И ЦЕПОЧКИ ПОСТАВОК

Чтобы переломить эту динамику, Украине нужно будет сделать несколько вещей одновременно. Во-первых, ей нужно ограничить возможности России по наблюдению за полем боя. Украина разработала эффективные беспилотники-перехватчики, которые могут сбивать российские беспилотники-перехватчики «Орлан» и «Зала». Но ей нужна помощь в увеличении производства этих перехватчиков и развертывании достаточной плотности радаров и других сенсорных систем, чтобы сделать их эффективными. Западные партнеры Украины должны усилить эти усилия, расширив поддержку в области радиоэлектронной борьбы, чтобы помешать прохождению российских разведывательных данных. Западные партнеры Киева могут помочь защитить украинскую артиллерию, работая с ними над модификацией крупнокалиберных пулеметных установок с дистанционным управлением, установленных на транспортных средствах, чтобы они могли точно поражать барражирующие боеприпасы. Это позволит Украине выдвинуть свою артиллерию дальше вперед и подвергнуть риску российские орудия.

В то же время Украине необходимо сделать эту артиллерию намного более эффективной, а для этого ей нужно больше гаубиц и боеприпасов. Украинским войскам по-прежнему нужно около 2,4 млн[!!] снарядов в год, чтобы удерживать фронт. При наличии достаточного количества артиллерийских орудий и средств их защиты Украина могла бы прикрывать бреши на фронте огнем, а не постоянно занимать боевые позиции по всему фронту, что влечет за собой дополнительные потери украинцев.

Киеву также необходимо вырыть новые оборонительные линии за своими нынешними позициями, при этом опытные солдаты должны контролировать, чтобы гражданские строители правильно строили позиции. Хотя Киев и раньше заказывал строительство оборонительных линий, его сборка и размещение боевых позиций часто были плохими, а проекты предполагали большее количество войск, чем доступно для их укомплектования.

Строительство большего количества оборонительных линий имеет ограниченную ценность, если для их занятия недостаточно личного состава. За последний год истощение привело к сокращению числа опытных украинских солдат во многих подразделениях, а учебный процесс не смог обеспечить достаточное количество личного состава или дать имеющимся солдатам достаточную подготовку. В ответ украинские военные разобрали подразделения, забрав группы более способных солдат для выполнения конкретных задач и быстро заменив командные группы, что подорвало сплоченность подразделений.

Киеву необходимо исправить свою нефункциональную систему набора и обучения. Подготовка новых войск была недостаточной на протяжении всей войны. Это то, что украинские военные не спешили признавать и еще медленнее решать. Это также область, в которой партнеры Украины мало что могут сделать. Хотя более 15 партнеров Украины провели обучение украинских подразделений, логистическая нагрузка по вывозу войск из Украины с их оборудованием делает невозможным масштабирование этих операций. Готовность Киева принимать сложные политические решения по мобилизации личного состава и продлению сроков обучения определит, видят ли партнеры Украины свой вклад в победный план Зеленского как часть жизнеспособной стратегии.

С другой стороны, международные партнеры Украины могут многое сделать для сокращения преимущества России в огневой мощи. Чтобы создать эффективную защиту от атак российской артиллерии и планирующих бомб, Украина должна иметь возможность наносить удары по складам и аэродромам. Финансирование и поддержка собственных программ Украины по нанесению ударов большой дальности и агрессивное нацеливание на российские цепочки поставок сырья, станков и критических компонентов для производства оружия может иметь значительный эффект. Европа и США должны быть в состоянии помочь Украине заставить Россию сжигать больше своих боеприпасов и ослабить способность российской оборонной промышленности пополнять свои запасы.

В совокупности эти шаги могут сделать дальнейшие продвижения непозволительно дорогими для России, но их необходимо применять систематически и в масштабе. Кремлю также необходимо верить, что их можно поддерживать. Если такие меры будут отложены, ситуация на фронте рискует ухудшиться до такой степени, что русские смогут начать наступление безнаказанно, а у украинцев просто не будет достаточно людей и техники, чтобы блокировать все направления, по которым могут продвигаться русские. Предотвращение такого исхода является предпосылкой для того, чтобы Украина смогла приступить к успешным переговорам.

ПРИЗРАК БРЕСТ-ЛИТОВСКА

Киев знает, что ему нужен сильный и стабильный фронт, чтобы иметь возможность оказывать какое-либо влияние на Москву. Он также знает, что поддержка Запада в его войне не безгранична, и что он столкнется с растущим давлением, чтобы рассмотреть какое-то переговорное решение, поскольку война идет уже четвертый год. Однако было бы особенно опасно, если бы Украина была вынуждена вести переговоры, поскольку ситуация на фронте продолжает разваливаться в пользу России. Это создало бы динамику Брест-Литовска: в 1918 году немецкие войска достигли условий, в которых они могли бы безнаказанно продвигаться против Красной Армии, и поэтому, когда Советы вступили в переговоры, любая попытка отклонить немецкое требование заставила бы немецкую армию возобновить наступательные операции, пока Советы не уступят. В таком сценарии Москва фактически заставила бы Киев почти уступить свой суверенитет под дулом пистолета.

Если стабилизация фронта является обязательным предварительным условием для переговоров, Киеву также нужны реальные рычаги давления. В неожиданном движении 6 августа украинские войска прорвались через границу в Курскую область России, быстро сокрушив слабо удерживаемую российскую оборону, чтобы захватить часть российской территории и запереть часть российских войск на юге реки Сейм. Операция преследовала три цели. Киев надеялся показать своим партнерам, что траектория войны не была предопределена и что он может проводить успешные наступательные операции; он стремился отвлечь российские ресурсы от Донбасса; и он рассматривал удержание территории как полезный козырь в случае начала переговоров. Первая цель была в значительной степени достигнута. Вторая — нет. Третья будет зависеть от того, сможет ли Украина удержать территорию. Учитывая, что она требовала от Украины лишить свои собственные силы в Донбассе резервов, операция была сопряжена с высокой степенью риска, и неясно, сможет ли Киев удержать то, что он захватил. Тем не менее, потребность в рычагах давления сохраняется.

Ряд вопросов будет крайне сложно урегулировать на переговорах. Например, с марта 2022 года российские войска оккупировали Запорожскую атомную электростанцию, крупнейшую часть энергетической инфраструктуры Украины. Россия не смогла обеспечить ее безопасное содержание: она хочет эксплуатировать электростанцию ​​для получения энергии, но не может безопасно вывести реакторы из холодного состояния. При любом урегулировании Украина захочет, чтобы Россия прекратила оккупацию станции и позволила своим энергетикам, которые находятся там в заложниках, вернуться и работать на ней. Чтобы учесть эти спорные вопросы, Украина должна иметь в руках то, что хочет Россия.

Санкции являются одной из возможных форм воздействия. Во многих случаях Украина и ее партнеры захотят, чтобы санкции оставались в силе после конфликта, чтобы замедлить российское перевооружение и наказать Россию за ее длинный список преступлений. Но в тех областях, где Киев и его партнеры могут договориться о том, чтобы начать переговоры [с Россией], им нужно будет координировать действия, чтобы предоставить Киеву залог, с которым можно торговать.

Учитывая взаимно несовместимые требования с обеих сторон, наиболее вероятным результатом переговоров является прекращение огня без более широкого мирного соглашения. Например, Россия может потребовать, чтобы Украина отказалась от любых военных соглашений с Западом; Украина вряд ли признает аннексию ее территорий Россией. Риск заключается в том, что международные партнеры Украины рассматривают прекращение огня как оправдание для сокращения поддержки Украины. Если Украина останется с непозволительным уровнем мобилизации и без перспектив значительных прямых иностранных инвестиций — из-за опасений, что Россия может возобновить наступательные операции в любой момент — то у Москвы будет широкий спектр возможностей для дестабилизации Киева. В любом случае украинскому правительству будет трудно убедить собственный народ в том, что любые уступки России оправданы, если они не сопровождаются очень существенными гарантиями безопасности.

ДИПЛОМАТЫ В БОТИНКАХ

Когда Зеленский отправился в Вашингтон в сентябре, он продолжил выступать за членство в НАТО, потенциально в соответствии с соглашением с Западной Германией 1954 года, согласно которому гарантии безопасности распространялись только на неоккупированные части страны. Однако такая сделка крайне маловероятна. Вступление в НАТО требует консенсуса его членов, и Венгрия, например, вряд ли возьмет на себя обязательство вступить в войну с Россией, чтобы защитить Украину. Хотя членство в НАТО может быть нереалистичным в среднесрочной перспективе, Зеленский остается абсолютно прав в том, что прочный мир может быть обеспечен только при наличии железных гарантий безопасности Киеву.

Удовлетворение этой потребности окажется деликатной задачей. Для Соединенных Штатов перспектива распространения новых долгосрочных гарантий безопасности на большую территорию в Европе вряд ли заманчива. На фоне многолетних усилий Вашингтона по направлению своих ресурсов в Индо-Тихоокеанский регион для сдерживания Китая такой шаг, несомненно, потребует от него перенаправления части этих ресурсов на Украину, чтобы сделать гарантию ощутимой. Понятно, что многие в Вашингтоне также утверждают, что это самый большой кризис безопасности, с которым столкнулась Европа за последние десятилетия, и что Европа должна взять на себя бремя его решения. Тем не менее, по крайней мере на данный момент, Россия не считает, что европейские члены НАТО заслуживают доверия без Соединенных Штатов.

Поэтому решение проблем безопасности Украины должно будет включать коалицию сил, которые будут развернуты на Украине после достижения прекращения огня, при поддержке со стороны США. После провала Будапештского меморандума 1994 года, в котором Россия, США и Великобритания обязались поддерживать территориальный суверенитет Украины, Киеву потребуется военное присутствие на Украине, чтобы убедиться в том, что его партнеры будут соблюдать свои гарантии безопасности. Однако, чтобы сделать такое предложение убедительным для России, оборонная промышленность Европы должна быть в состоянии показать, что она может оснастить и поддерживать развертываемые формирования. Поскольку огневая мощь европейских членов НАТО сосредоточена в военно-воздушных силах, надежность их гарантий безопасности зависит от боеприпасов, доступных для подавления и уничтожения вражеской ПВО. Хотя европейские армии будут иметь решающее значение, закупка европейскими странами оружия воздушного базирования, которое может поражать цели за пределами досягаемости оборонительных систем, а также способность производить его в значительных количествах, определит правдоподобность любого соглашения.

Поэтому европейским державам необходимо будет увеличить свои инвестиции в европейскую оборонную промышленность, чтобы надежно подкрепить любые гарантии безопасности, предлагаемые Украине. Европейские страны должны выступить вперед, чтобы возглавить эти усилия. Несколько членов Совместных экспедиционных сил, состоящих из северных и балтийских членов НАТО, разделяют схожие взгляды на угрозу, исходящую от России, и на то, как ей противостоять, но государства Центральной и Западной Европы также должны взять на себя обязательства по гарантиям.

После почти трех полных лет войны Украина оказалась в лучшем положении, чем многие ожидали. Но благоприятный исход далеко не гарантирован, и времени для самоуспокоения не осталось. Несмотря на потенциальное нежелание подписывать победный план Зеленского, западные державы должны действовать быстро, чтобы обеспечить — и не потерять — жизненно важный рычаг, который понадобится Украине для достижения конца войны, которая не усиливает Россию. Положительных признаков предостаточно: заявление правительства Австралии о том, что оно поставит Украине танки М1А1, предоставление Швецией крупной партии боевых машин пехоты и обязательство Соединенных Штатов поставить дополнительное оборудование до конца года.

Безопасность Европы теперь зависит от значительного многостороннего сотрудничества, гарантирующего, что любой путь к прекращению войны принесет Украине наилучший возможный результат. Но по мере того, как внимание переключается на переговоры, военная поддержка США и Европы не должна ослабевать, поскольку, хотя успешный результат может быть достигнут только дипломатией, то, что дипломатически возможно, всегда будет зависеть от военных реалий на местах.

 

Підписуйтесь на наш Telegram канал Enigma