Enigma Enigma

SergiusAK

2021-09-28 07:09:26 eye-2 3769   — comment 0

Мировой кризис и Украина 3

В продолжении темы давайте посмотрим, насколько причины предстоящего (или уже наступившего) кризиса из предыдущей части (здесь), применимы к нашей стране и возможно ли использовать какой-либо из пяти выходов, описанных ранее.

Рэндалл Коллинз и Украина: к чему готовиться

Начнем мы с обсуждения технологического замещения рабочих мест в Украине. Как мы помним из совсем близкой нам истории, наибольшее сокращение рабочих мест мы пережили после развала Союза и вовсе не по тем причинам, на которые ссылается Коллинз. Развал и умирание советской промышленности, произошедшие в 90-е, во многом ударил как раз по условному среднему классу, насколько этот термин можно применить по отношению к советским инженерам, научным работникам или высококвалифицированным рабочим. Бурное развитие компьютеризации, начавшееся с 2000-х, наоборот, способствовало появлению целой новой сферы деятельности – программистскому аутсорсингу, и соответственно, созданию новых высокооплачиваемых рабочих мест.

Малому вытеснению рабочих мест именно из-за компьютеризации и роботизации в нашей стране также способствовала дешевизна рабочей силы. Интенсивное внедрение таких систем здесь просто экономически не выгодно до тех пор, пока их стоимость значительно превышает затраты на «живой» персонал. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Но по мере роста фонда зарплат общий тренд, описываемый Коллинзом, наверняка доберется и до нашей страны. К тому же часто компьютеризация уже приходит к нам как одна из составных частей технологий, внедряемых на предприятиях и в офисах. Сейчас без коммуникационных сетей, автоматизированного учета и бухгалтерии, электронного документооборота и т.п. уже не обходится ни одна компания, претендующая на статус современной. Я уж молчу про Интернет, который «наше все».

Так что в Украине тренд замещения рабочих мест, если еще не совсем «на часі», то очень скоро придет. Какие из 5 выходов, рассмотренных Коллинзом, могут помочь в решении последующих проблем и хотя бы смягчить кризис капитализма, который мы так активно строим в нашей стране?  Практически только один.

Тенденция упадка НТП является общемировой. С учетом развития современной украинской науки и, особенно, выделяемых на нее средств, наивно ожидать от нее каких-либо прорывов, которые могут привести к инновационным прорывам, появлению неизвестных еще сфер потребления и деятельности, и, соответственно, буму новых рабочих мест. Так что выход №1 – это не про нас.

Как насчет географического расширения рынков сбыта нашей украинской продукции? Это, пожалуй, может иметь место при правильной политике нашего государства. Основным драйвером роста тут, конечно, будет аграрный сектор, спрос на продукцию которого только будет расти. Правда, возникает вопрос как много у нас будет желающих переквалифицироваться в фермеры. Вас или ваших детей такая перспектива сильно прельщает? В какой-то мере повысить престиж труда в этом секторе может поворот от сырьевого наполнения экспорта к продуктам вторичной переработки. Это требует строительства новых заводов с созданием мест для квалифицированного рабочего и инженерного состава.  

Продолжающееся развитие аутсорсинга в ИТ сфере тоже имеет место быть, что неплохо. Возможно появление новых предприятий в результате вывода их из Китая и переноса поближе к Европе.  Кризис с коронавирусом наглядно показал критическую зависимость современного Запада от «фабрики мира». Не знаю как в Западной Европе, но в Штатах ситуация доходила до абсурда, когда на всей территории страны некому было даже медицинские маски произвести или те же санитайзеры. Также недавнее решение G7 о введении 15% корпоративного налога закрывает многим компаниям, особенно крупным, легальные налоговые лазейки, что вынудит их искать новые способы снижения затрат, и Украина со своей дешевой рабочей силой может оказаться в выигрыши.

В общем, выход №2 выглядит для нашей страны весьма неплохо, если бы не одно огромное «но» - наше родное государство, вернее его политическая «элита». Ожидать от нее проведения грамотной налоговой, инвестиционной, управленческой, кадровой политики просто наивно. Одна надежда, что у нас еще есть некоторое время в запасе и, возможно, за этот период произойдет ее смена на более адекватную.

Следующий, выход №3, можно даже не обсуждать. С учетом объема нашего рынка ценных бумаг, познания наших сограждан в этой области и уровня их доходов, ожидать их превращения в финансовых капиталистов – это за гранью даже фантастики.

Наращивание государственного сектора и государственных расходов, рассмотренные Коллинзом как выход №4, вариант маловероятный и малоперспективный в Украине. С одной стороны, доля госсектора в экономике Украины не такая и большая: по данным Министерства развития экономики за 1-й квартал 2020 г она составила 11,8%. Впрочем, из-за ковида все статистические показатели могут быть значительно изменены по сравнению с «нормальным» состоянием, поэтому я буду ориентироваться на доковидные цифры, которые за 1-е полугодие 2019 достигали 13%. Это не так уж и много, если сравнить с Францией, где госсектор занимает треть, или Россией, где он, по некоторым подсчетам, больше 50%. Так что, вроде бы, Украина не в самом худшем положении здесь. Но, с другой стороны, если посмотреть на зависимость наших сограждан от бюджетных выплат, ситуация резко меняется. Огромное количество чиновников (около 300 тыс., рост за годы независимости в 1,8 раза при уменьшении населения минимум на 10 млн), содержание вооруженных и правоохранительных сил, работников бюджетной сферы – все это накладывает значительные ограничения на возможности увеличения рабочих мест за счет прямого государственного найма или госинвестиций. Наше правительство и так еле-еле сводит концы с концами, строя очередную пирамиду займов. Даже если предположить, что борьба Зеленского с коррупцией и олигархами перейдет из чисто медийной сферы в практическое применение и в бюджет страны потоком хлынут теневые деньги (кто-то в это верит?), то и тогда на пути станет демографическое препятствие: катастрофическая убыль населения, его старение и все увеличивающее количество пенсионеров при уменьшении работников. В Украине уже треть бюджета идет только на соцобеспечение, и доля эта при такой демографии будет только расти. С учетом расходов на другие бюджетные сферы «лишних» денег на новые вакансии явно не предвидится.

Наконец, последний выход №5, связанный с инфляцией образования. Тоже явно не про нас. Инфляция дипломов у нас и так уже достигла немыслимых пределов. Бессчетные университеты, выросшие как грибы после дождя, с их «нетрадиционными» дипломами, с которыми можно даже выбиться в премьеры; самозванные кандидаты и доктора наук; профессоры и академики мало кому известных наук — все это уже предельно уменьшило «ценность» диплома (который к тому же можно просто купить). Конечно, мантры о том, что учеба и образование открывает путь к элитарным вакансиям и карьерам будет еще долго провозглашаться учителями и родителями (я сам такой). Увы, но в действительности большинство выпускников всевозможных учебных заведения просто выбрасывается в экономику, где доступным для них оказывается неквалифицированный, ненадежный, занудный, мелочный труд.

Продолжение следует

 

Підписуйтесь на наш Telegram канал Enigma