Enigma Enigma

Сергей

2022-09-03 08:44:50 eye-2 3508   — comment 0

Москва усиливает давление на регионы: Татарстан

Действующая в России система налогообложения устроена таким образом, что в федеральный бюджет регионы отчисляют большую долю поступлений налога на добычу полезных ископаемых и часть налога на прибыль. В последние три года в Татарстане оставалось 30-35% от всех собранных налогов.

Значительная централизация политической власти и налоговых поступлений в последние два десятилетия привела к формированию в России системы, при которой доходы регионов поступают в федеральный центр, который затем распределяет большую часть этих средств между субъектами.

Среди лидеров по объему отчислений в федеральный бюджет – Татарстан, который годами пользовался особым статусом в отношениях с Москвой. Однако в последние годы в результате проводимой Кремлем политики централизации республика постепенно утрачивает былые привилегии.

Республика Татарстан является стабильным донором российского федерального бюджета. До 2020 года она входила в пятерку субъектов с наибольшим объемом чистых отчислений в федеральный бюджет; так, в 2019 году регион обеспечил поступления на сумму около 500 млрд рублей. В 2020 году доходы Татарстана, как и других доноров, резко упали из-за сокращения налоговых поступлений (как налога на прибыль, так и налога на добычу полезных ископаемых) в связи с пандемией, а также снижения цен на нефть.

Накануне в Госсовете РТ были вновь озвучены рекордные цифры поступления налогов в федеральный бюджет из Татарстана. В 2021 году более 1 трлн рублей Казань перечислила в Москву. Это произошло впервые в истории.

По оценкам аналитиков, Татарстан по итогам 2021 года входит в топ-10 регионов-доноров, находясь на 6-й строчке рейтинга. Впереди идут Москва (16,8%, или 4,78 трлн руб.), Ханты-Мансийский автономный округ (14,4%, или 4,1 трлн руб.), Ямало-Ненецкий автономный округ (6,7%, или 1,91 трлн руб.), Санкт-Петербург (5%, или 1,42 трлн руб.) и Московской областью (4,8%, или 1,36 трлн руб.).

Татарстан отдает в федеральный бюджет более 70% налогов. В основном это налог на добычу полезных ископаемых. Все нефтедобывающие регионы – крупные плательщики в федеральный бюджет. Потому что главный их налог – НДПИ (Налог на добычу полезных ископаемых) полностью идет в федеральный бюджет. Если брать налоговые доходы федерального бюджета за 100%, то доля Республики Татарстан во всех налоговых доходах федерального бюджета – 4%.

Долгие годы позволявший Татарстану защищать свои интересы перед федеральным центром, – особый статус, который республика закрепила за собой в российской системе власти. Как в советское время, так и сейчас ключевую роль там играет политическая активность элит.

В марте 1992 года, после распада СССР и вопреки решению Конституционного суда России, он провел референдум о суверенитете Татарстана. 61,4% жителей республики – при явке в 81,7% – проголосовали «за», и Татарстан провозгласил себя суверенным государством в составе РФ. Это серьезно пошатнуло политику тогдашнего президента России Бориса Ельцина, которому пришлось пересмотреть федеративное соглашение с мятежным регионом, чтобы не допустить новый «парад суверенитетов» и дальнейшую дезинтеграцию РФ. В результате в феврале 1994 года был подписан договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан».

Таким образом, Татарстан стал единственным субъектом РФ, который получил право поддерживать развитие самобытной национальной культуры за пределами региона, иметь официальное представительство в Москве и использовать национальный язык в качестве второго государственного.

В 2007 году, уже при Владимире Путине, соглашение с Москвой было пересмотрено, и Татарстан лишился части своих привилегий, например права взимать собственные налоги, но республиканские элиты смогли отстоять право контролировать региональные экономические активы.

Однако после массовых протестов 2011–2012 годов и аннексии Крыма в 2014-м внутренняя политика Кремля приняла гораздо более авторитарный характер, что проявилось в том числе в усилении контроля над регионами. В 2017 году, несмотря на обращение руководства республики, Кремль отказался продлевать договор о разграничении полномочий, и Казань окончательно лишилась своего особого статуса.

В 2021 году Татарстан лишился еще одного символа своей автономии. Новый закон об организации публичной власти в субъектах РФ среди прочего запретил главам регионов именоваться президентами. До сих пор Татарстан был единственной республикой в составе России, где сохранялся пост президента. В других регионах переименовывать высшие руководящие должности начали еще в 2010 году (тогда впервые был принят соответствующий федеральный закон), Казань же это требование игнорировала. Хотя наличие собственного президента оказывает гораздо меньшее влияние на жизнь республики, чем вопросы налогообложения или преподавания татарского языка, оно тем не менее считается символической особенностью татарской политической и национальной идентичности.

Новый закон содержит и другие, более значимые положения. Так, он предусматривает расширение влияния федерального правительства на назначение ключевых региональных чиновников, а также предоставление региональным прокурорам, назначаемым президентом, права законодательной инициативы. Парламент Татарстана, в котором «Единая Россия» имеет значительное большинство, отклонил законопроект, против проголосовали и представители республики в Госдуме, но на конечный результат это не повлияло.

Некоторые наблюдатели высказываются, что в будущем федеральная элита вынудит Татарстан отказаться от контроля над ключевыми экономическими активами в регионе. По мнению ряда экспертов, определенные фигуры в путинском окружении не прочь завладеть и «Татнефтью», но другие не считают такой сценарий реалистичным. Но очевидно, что если Татарстан потеряет контроль над «Татнефтью», это нанесет серьезный удар по автономии республики.

Согласно Конституции, Россия является федерацией, но, как в последнее время отмечают политологи, де-факто она унитарное государство. Это одна из причин, почему претензии татарских лидеров, оспаривающих новые законы, которые ущемляют их интересы, и апеллирующих к Основному закону страны, остаются не услышанными.

Підписуйтесь на наш Telegram канал Enigma