Enigma Enigma

Tetiana Popova

2021-12-04 07:05:34 eye-2 3745   — comment 0

Новая политика Германии относительно Украины

Вторая часть Итогов недели, которые Татьяна Попова подвела с Владимиром Фесенко – украинским политологом, главою Центра прикладных политических исследований «Пента».  
Полную версию смотрите здесь: 


Первую часть смотрите по ссылке:  
https://enigma.ua/articles/samyy-korotkiy-bessrochnyy-maydan
- ПОПОВА: Новая коалиция в Германии. Анналена Бербох – министр иностранных дел. Олаф Шольц – канцлер. Как вы оцениваете для Украины эту новую команду в немецком правительстве?
- ФЕСЕНКО: Скорее позитивно. Я снял на контрасте с ожиданиями, которые были сразу после оглашения результатов выборов. Было очевидно, что именно лидер социал-демократов будет формировать новое правительство. И тут у нас, как всегда, началось. Сразу же появились какие-то апокалиптические ожидания, что предательство, что пророссийский политик может возглавить немецкое правительство, нас кинут, предадут и так далее. Это конечно были не очень профессиональные оценки, я не обобщаю. Я говорю просто о некоторых прогнозах. Какие-то критические ожидания были, опасения. А что мы видим по факту? Есть коллекционное соглашение, и оно очень важно, потому что у немцев высокая культура рациональной бюрократии в том числе политической бюрократии. И раз записали в коллекционном соглашении, это как брачный договор в политическом смысле. Они записали согласованной позиции по политическим вопросам и там отдельный блок касается России и Украины, что для нас принципиально важно. Это четкий тезис о сохранении партнёрских отношений с Украиной, о поддержке реформ в Украине. Очень важный момент о том, что именно Россия несет ответственность и за захват Крыма, и за конфликт на Донбассе и поддержка позиции Украины в этих вопросах. Да, там обойдена тема «Северного потока-2». Потому что это конфликтная тема, есть разные позиции у зеленых и социал-демократов, поэтому как бы эта тема не вынесена в коллекционное соглашение, потому что является конфликтной. Я здесь не ожидаю каких-то кардинальных изменений в немецкой политике. Для нас важно другое, что в коллекционном соглашение зафиксировано позиции, которые отвечают украинским интересам. Второй важный момент, за внешнюю политику будут отвечать представители партии, которые наиболее позитивно, дружественно настроены по отношению к Украине. Это, по сути, наш партнер в Германии и вот это очень важно. Есть политики, которые, я думаю, будут очень четко принимать во внимание украинские интересы при формулировании внешней политики Германии. Другой важный момент, в правительстве будут и другие друзья Украины и критики России в том числе. И среди них, например …
- ПОПОВА: Свободные демократы.
- ФЕСЕНКО: Да. Кстати, Зеленский об этом сказал на пресс-марафоне, его спрашивала как раз корреспондентка из «Deutsche Welle». И он сказал, что в правительстве будут люди, которые действительно очень дружественно относятся к Украине. Это большой плюс для нас. Не будем строить каких-то чрезмерных иллюзий, немцы всегда думают прежде всего о себе, о своих интересах. Но тем не менее, я думаю, что есть неплохой потенциал для сохранения и развития дружественных партнерских отношений уже с новым правительством Германии.
- ПОПОВА: Еще один иностранный политик недавно вспомнил Украину и предложил свои услуги в урегулировании – это Эрдоган. Как вы оцениваете его заявление?
- ФЕСЕНКО: Я думаю, что это подтверждение уже тесных партнерских отношений между двумя нашими странами – Украины и Турции и между нынешними лидерами. Эрдоган давно уже лидер Турции. Но вот что очень важно, в Украине з 2019 года новая власть, но есть стабильные межгосударственные партнерские отношения. Они сохраняются из последовательности этих отношений. Что настраивает на позитивный лад? Это то, что сформировались очень хорошие личные политические отношения между президентами двух стран, между Эрдоганом и Зеленским. Мы видим, что и Эрдоган, и Владимир Зеленский настроены на сохранение развития этих партнерских отношений. Мы видим и конкретные плоды этих отношений, в частности поставка Байрактаров в Украину и это очень серьезное укрепление военных беспилотников, это очень серьезное укрепление обороноспособности Украины, это развитие экономических связей двух стран. На той же пресс-конференции у Зеленского прозвучал сюжет очень конфликтной теме – теме вагнеровцев, как раз это касалось Турции и отношения с Эрдоганом. Владимир Зеленский, я думаю, что надо было раньше это сделать, он как раз подчеркнул, что одна из причин, не единственная, но одна из важных причин почему была перенесена спецоперация по вагнеровцам, потому что это могло создать проблемы и серьезный конфликт в отношениях с Турцией, а мы дорожим отношениями с Турцией. Поэтому для нас это тоже один из приоритетов. Турция на сегодня один из главных стратегических партнеров.
-ПОПОВА: А вы считаете он нам нужен? Эрдоган нам нужен в этих переговорах с Путиным или нет?
- ФЕСЕНКО: Во-первых, надо учитывать, что конечно у Турции свои особые отношения с Россией. Они очень противоречивы. У Эрдогана своя игра с Путиным, поэтому не нужно думать, что Эрдоган ради Украины сделает все, что угодно, не надо тут иметь иллюзий, будем реалистами. Но для нас важно, что Турция активно с нами сотрудничает, в том числе в военно-технической сфере. И конечно активные экономические отношения с Турцией тоже для нас очень значимы. Что касается участия Турции в переговорном процессе, для нас важно, что сам Эрдоган предлагает свою помощь, свою роль посредника. Мы видим, что Россия отказала. Они заявили, что им не нужны посредники, это уже специфическая реакция России. Они же видят тесные партнерские отношения между Эрдоганом и Зеленским, между Турцией и Украиной и они не хотят, чтобы здесь Эрдоган выступал как представитель Украины фактически, а не просто как посредник нейтральный, а как человек, который имеет тесные партнерские отношения с Украиной.
- ПОПОВА: Они конечно хотели, чтобы это был Шрёдер, например. 
- ФЕСЕНКО: Естественно. Это пророссийский политик в Европе. Они ж недовольны очень активной роли Турции и по отношению к Украине, и в конфликте в Нагорном Карабахе. Они видят, что Турция стремится играть активную геополитическую роль в тюркском мире, и в Закавказье, и в Центральной Азии. Это России очень не нравится, это вызывает ревность, недовольство. Но, конечно, наибольше недовольства по украинскому вопросу. Поэтому они сейчас публично отказались от посреднических услуг Эрдогана, но это не означает, что вот эта посредническая миссия Эрдогана – потеря заложников и пленных, по теме переговоров, что вообще не будет реализовываться. Я думаю, что при тех или иных контактах между Эрдоганом и Путиным, я думаю, что украинская тема будет подниматься. И Украина, я думаю, что здесь возможности Турции будет использовать.

Підписуйтесь на наш Telegram канал Enigma