В эти дни стал серьезной проблемой и что главное, решения не вполне эффективные. Конечно же в Эрефии знают как обходить санкции еще со времени СССР. И было значительное время для подготовки, как отработать процесс с показательно - пригласительными Крымскими санкциями, так и нарастить запасы закупая ограниченное и запрещенное до самого горячего вторжения.
Дело в том что механизм контроля, по результатам расследования после факта поставки и иногда намного позднее дает мало возможностей остановить или даже уменьшить утечку. Действительно, можно предположить и это было бы вполне логичным, что процесс обхода может быть основан на всего одной, единственной поставке только что зарегистрированной фирме однодневке. И последующее внесение ее в список не даст совсем ничего для ограничения утечки, только публичность о "новых санкциях". Такую стратегию одноразовых обходов трудно или даже невозможно остановить мерами ограничения обхода основанных на последствиях. Элементарно выражаясь, к моменту когда приехала полиция, преступники давно уехали.
В этой связи предлагается простой механизм контроля над санкционными товарами который не имеет такой проблемы благодаря возможности превентивного выявления и предотвращения попыток обхода. Он достаточно простой и складывается из всего трех стадий.
Во первых, в формулировке санкционной программе определяется список контролируемых категорий товаров двойного назначения, например: процессоров, всех касающихся классов; приборов ночного видения и оптики в целом; определенных сплавов и материалов; и так далее. Этот список обязателен для всех производителей и экспортеров.
Второе, в той же программе экспортерам запрещяются поставки контролируемых товаров в ситуациях где им известно что присутствует значительный риск возможности обхода ограничений, не только в страны-агрессоры но вообще и без исключений.
И третье, экспортеры обязаны вносить краткую запись о предстоящей сделке в открытый для публики реестр (перед ее заключением или сразу после) с минимальной информацией. Никаких коммерческих тайн; только: поставляемый товар; количество; и покупатель / получатель.
Это никак не затрагивает коммерческие интересы производителя - экспортера. И это дает возможность обществу отследить возможные попытки обхода занкций еще до поставки, что конечно же, главный смысл программы.
Действительно: какой смысл в санкциях если их можно легко и безнаказанно обходить?
Не надо многомесячных расследований, общество сделает всю работу: за несколько дней или даже часов оно может установить кто и что стоит за поставщиком и внести обоснованный комментарий к записи реестра о риске обхода. В таких случаях компания станет перед выбором: отменить сомнительную сделку; или оказаться под риском заведомого нарушения санкционного режима. Компании ссылаются что они не детективы и не могут проводить расследования. Предложенная структура снимает этот аргумент: ничего расследовать не нужно; но если компания не примет во внимание обоснованию информацию о возможном нарушении это может поставить ее под риск сознательного нарушения санкций.
Если такой режим будет введен, через короткое время компании и сами научатся отсеивать сомнительные варианты. Просто сейчас у них нет для этого серьезних стимулов.
Значит их надо создать. Если на ваш взгляд идея имеет смысл, давайте работать чтобы сделать ее реальностью. Внесение в списки фирм однодневок не эффективно. Но у нас есть разум и воля (если наберется?) искать и найти более эффективные решения.
Підписуйтесь на наш Telegram канал Enigma