Enigma Enigma

SergiusAK

2021-11-24 12:51:10 eye-2 3724   — comment 1

Опять об идеологии для Украины 3

В этой части я попытаюсь объяснить к чему были все эти пространственные рассуждения о этапах становления социальной доктрины церкви, изложенные во 2-й части (здесь). Все просто – Украине нужна своя христианско-социальная партия. Да, я знаю, что у нас уже были неоднократные попытки создания партий под «брендом» христианства (я в интернете нашел следы не менее 6 таких), но все они благополучно почили в бозе. К тому же, если просмотреть некоторые их сохранившиеся программные документы, то можно убедиться, что кроме слова «христианский» их и близко ничего не объединяет с CST. Поэтому зарождение такой системной партии у нас в стране, опирающейся на широкую трактовку CST как Christian Social Teaching, т.е. общее христианское социальное учение, может быть важной вехой в политической жизни Украины и имеет все шансы на успех.

Методическое пособие по созданию партии

Как нас учит политология, «идеальная» партия – это «организованная группа единомышленников», которая представляет интересы какой-то части общества. Ее целью является завоевание власти в государстве и реализация на практике этих интересов. Партия опирается на непосредственную связь с социальными слоями и группами общества, интересы которых она выражает; формирует идеологические и политические ценности, вокруг которых объединяются эти слои и группы; ставит перед собой определенные цели развития; мобилизует своих сторонников для контроля над властью; осуществляет практическую работа по воплощению установленных ценностей в жизнь после завоевания власти. В становлении политической партии важное место занимает:

  • анализ ее программных установок и определение ее социальной базы;
  • организационно-правовая деятельность по оформлению официальной партийной структуры и ее развитие;
  • проведение избирательных кампаний;
  • формирования правящей элиты, включая правительство, в случае прихода к власти.

О трех последних пунктах нам говорить еще очень рано даже теоретически, поэтому сосредоточимся на самом первом.

Начнем мы с определения социальной базы новой партии. Как свидетельствуют результаты опроса Центра Разумкова, который проводился в июле-августе 2021 г (здесь), среди лидеров государственных и негосударственных институтов, которым доверяют украинцы, на 3-м месте оказалась церковь - 63,5%. И это учитывая наследие «темного прошлого» с пропагандой атеизма, многочисленными скандалами в около церковной среде, противостоянием МПЦ и ПЦУ.  По сравнению с уровнем доверия к государственному аппарату, парламенту или тем же судам, так это вообще отличный результат. Именно на эту широкую группу украинских избирателей нам и нужно ориентироваться. Поскольку концепция CST базируется на надконфессиональных «вечных ценностях» и является социально-ориентированной, то опираться такая партия может на самые широкие социальные слои и группы. И работник фермы, и «владелец заводов, газет, пароходов», и ярый националист, и сторонник евроинтеграции, и поклонник Зе, и порохобот – каждый может найти в социальной доктрине церкви свои привлекательные стороны.

Понятно, что общими призывами «христиане всей страны, объединяйтесь» нам не обойтись. К деятельности будущей христианско-социальной политической партии необходимо привлекать служителей церкви разных конфессий и разного уровня, чтобы они, учитывая реалии Украины со всеобщим недоверием и к политикам, и властям, и друг к другу, выступали в качестве моральных авторитетов. Они будут также незаменимы при разрешении внутренних конфликтов в партии, особенно в ее руководстве, что, как опять же показывает наш опыт, неизбежно. Кроме того, нельзя отрицать их умение работать с широкими людскими массами. 

И конечно же, нам необходимо формирование программных установок такой партии. Они во многом базируются на взглядах, изложенных в предыдущей части (здесь). Писать здесь можно много чего, не на один десяток страниц, но я изложу только краткие наброски, каждый из которых можно обосновать и развивать. Наибольшее значение при создании такой программы имеют социальные ценности, на которых базируются все остальное, поэтому им я уделю чуть больше места, остальные части обозначу, в основном, совсем точечно.

Социальные ценности

Одним из основных постулатов CST является свободное развитие личности. Гарантом свободы при этом является естественное и неотъемлемое, т.е. присущее ему изначально по факту его принадлежности к человеческому роду, право частной собственности. Именно она обеспечивает индивидууму подлинную независимость и возможность свободно определять свою судьбу. Государство при этом никогда не должно приводить к лишению отдельного гражданина его свободы действий, наоборот, оно должно стремиться ее увеличивать, потому что там, «где отсутствует личная инициатива, возникает политическая тирания».  

Но человек существо социальное, он живет в обществе и для общества. В нем обладание определенными правами также налагает на человека определенные социальные обязательства. Поэтому частной собственностью необходимо пользоваться не только для личной выгоды, но и для других. Следовательно, владение частной собственности не может быть абсолютным правом, она «должна рассматриваться как гарантия существенной свободы личности и в то же время как необходимый элемент истинного общественного строя».

Фундаментальной «ячейкой» человеческого общества является семья, основанная на браке. Обществу необходимо вернуться к восприятию семьи как святилища жизни, ведь именно она является тем местом, где «жизнь - дар Бога - может быть должным образом встречена и защищена… и может развиваться в соответствии с тем, что составляет подлинный человеческий рост».

Развитие человека обусловлено социальной структурой, в которой он живет, полученным образованием и окружающей средой. Защита и совершенствование этих элементов коллективного блага является важной задачей общества и государства. Необходимо определение базового перечня общих благ, которые гарантированно должны предоставляться каждому человеку, к ним нужно отнести качественное образование, социальную помощь, здравоохранение, природную среду обитания, инфраструктуру. Именно на повышении уровня основных потребностей должна целенаправленно сосредотачиваться вся деятельность государства. Эфемерное «экономическое» развитие не имеет никакого смысла, если оно не сопровождается соответствующим социальным прогрессом.  

Развитие любого общества и реализация общего блага невозможно без базового принципа солидарности. Либеральные идеи неограниченной конкуренция и марксистское кредо классовой войны глубоко противоречат природе человека. Активное сотрудничество различных социальных слоев через организацию независимых общественных, профессиональных, корпоративных союзов позволяет достичь социального порядка, установить разумный баланс между свободой личности и единства интересов самых разных социальных групп.

Мораль и нравственность, основанные на признании ценности и величии человеческой личности, ее достоинства, являются неотъемлемыми признаками высокоразвитого общества. Унижая себя или других, человек подрывают жизнеспособность политического сообщества, членом которого он является. Двигаясь к истине и добру, он приближается к той первоначальной благой цели постижения себя, ради которой он и был создан по образу и подобию Божьему.

Политические принципы

Целью партии является создание свободного общества равных возможностей, базирующегося на принципах прямой и представительной демократии, с активным участием граждан в принятии политических решений разного уровня.

Принцип субсидиарности является базовым в социальной и экономической децентрализованной организации общества.

Политическая организация общества в виде государства базируется в соответствии с тремя независимыми властями - законодательной, исполнительной и судебной.

Меняющиеся социально-политические реальности невозможно заключить в жесткую схему, человеческая жизнь реализуется в условиях, которые разнообразны и несовершены. Поэтому свободное и созидательное развитие и человека, и общества, невозможно без многообразия культур, вероучений, идей и социальных структур.

Экономическая политика

Признается законная роль прибыли.

Создание конкурентной рыночной экономики является эффективным механизмом реагирования на потребности человека и общества. В тоже время существует предел рынка: есть коллективные и качественные человеческие потребности, которые не могут быть удовлетворены рыночными механизмами. Поэтому рынок должен контролировался обществом и государством «таким способом, который наилучшим образом рассчитан на достижение социального прогресса и благополучия всех граждан».

Капитализм нуждается в совершенствовании экономических и социальных институтов, чтобы выстроить «общество свободного труда, предпринимательства и участия». Для этого необходима широкая поддержка малого бизнеса, семейных и кооперативных ферм и предприятий. Для среднего и крупного бизнеса, выступающего локомотивом экономической мощи государства, необходимо широкое внедрение долевого участия трудовых коллективов.

Экономическая свобода, основанная на частной собственности, так же, как и создание свободного рынка, не являются конечной целью жизни в обществе. Это лишь инструменты обеспечения ресурсами развития каждого человека.

Государство

Руководящим принципом государства должен быть «принцип вспомогательной функции».

Задачей государства является обеспечение безопасности, защиты и сохранения общих благ. Это в том числе достигается через государственную собственность, особенно в тех производственных сферах, которые «несут с собой слишком большую власть, чтобы ее можно было оставить частным лицам без ущерба для общества в целом».

Государство занимается гармонизацией и управлением развития общества посредством координации автономной деятельности социально-общественных союзов и бизнес-систем. Государственное вмешательство в ущерб как экономической, так и гражданской свободе недопустимо.

В заключение

Ситуация у нас стране сложилась неимоверно трудная. Помимо того, что весь мир уже, по сути, вошел в системный кризис (здесь), на это еще накладывается бездарное и безнравственное правление  и нынешней, и предыдущих властей. Это время, в котором мы сейчас живем, находится во власти смертельных ошибок, его раздирают глубокие противоречия. Но это также эпоха, которая предлагает нам огромный потенциал, ведь в любом кризисе заложены ростки его преодоления. Папа Иоанн XXIII назвал это время эрой безмерных возможностей, так давайте же не растрачивать их попусту.

Підписуйтесь на наш Telegram канал Enigma