Enigma Enigma

Tetiana Popova

2021-10-25 05:07:12 eye-2 3513   — comment 0

Почему в Украине не развивалась газодобыча?

Третья часть программы «Совет нацбезопасности», в которой Татьяна Попова обсудила газовую войну, которая уже не первая для Украины, но кажется такой серьезной впервые для Европы с Михаилом Крутихиным - аналитиком нефтегазового рынка, Павлом Кухта - экс-и.о. министра экономического развития, руководителем по политическим вопросам Киевской Школы Экономики и Андрианом Прокопом - экспертом по вопросам энергетики Украинского института будущего.

Полную версию смотрите здесь:

Вторую часть смотрите по ссылке:

https://enigma.ua/articles/shantazh-gazom-na-samom-vysokom-urovne

- ПОПОВА: А я не очень понимаю, каким образом российская игра мешала Украине выстраивать у себя добычу газа все это время. Мы отдельно потом поговорим об этом, если можно, с Андрианом с Украинского института будущего. Потому что я бы хотела, чтобы украинский эксперт об этом говорил.

 - КУХТА: Это отдельная интересная дискуссия. И мне есть что рассказать.

- ПОПОВА: А относительно того, что делать Европе ты соглашаешься полностью?

- КУХТА: Я согласен с этим. Более того, в Европе на самом деле долгосрочная стратегия есть, у них вообще нет проблем с долгосрочными стратегиями, с длинными переходами из точки А в точку Б. Они приняли «зеленый» курс, они им идут, и они им будут идти. Наиболее вероятно, они где-то год на пятидесятый возможно и откажутся вообще от природного газа, то есть в них будет немного другая экономика. Они целенаправленно к этому двигаются. Россияне играют на значительно более коротком промежутке времени. Я не думаю, что Россия вообще думает по серьезным таким категориям «что там в 50-м году». Они скорее играют короткую игру, пытаются создать для себя определенные преимущества, защитить их, а потом посмотреть, как их использовать. Поэтому меня волнуют краткосрочные их действия, меня волнуют их действия конкретно против Украины. Понятно, что «Северный поток-2» дает им ряд различных возможностей и в том числе, не касающиеся Украины, которые касаются определенного контроля над газовым рынком Европы, например. Но, что особенно опасно для нас в конце концов он дает им возможности обойти полностью нас в плане поставки газа. То есть Европа не будет зависеть от нашего маршрута, легче на нас напасть, потому что меньше угроза для Европы, меньше шансов, что европейцы вмешаются, можно экономически нас легче прижать (полностью остановить в какой-то момент газ). То есть это значительно большие возможности давления на нас. А мы для них особая территория, особенно интересна, с которой они воюют, на которую они давят, на которую они претендуют. Поэтому здесь есть угроза именно для нас. Это не только их битва между собой. В этой битве проиграть можем именно мы.

- ПОПОВА: Сейчас мы добавим в дискуссию Андриана Прокопа - эксперта по вопросам энергетики Украинского института будущего. Андриан, первый вопрос к вам. Замерзнет Украина этой зимой?

- ПРОКИП: Относительно того, замерзнем ли мы, я убежден, что не замерзнем. Конечно, тех запасов газа, которые есть в Украине в собственности непосредственно Нафтогаза, их для прохождения в нормальном режиме отопительного сезона недостаточно, и поэтому Нафтогаз будет докупать еще газ. Эта закупка будет проводиться или в тех нерезидентов, которые держат газ в хранилищах сегодня, или эта закупка будет проводиться непосредственно с европейского направления. И учитывая, что транзит физически происходит по виртуальному реверсу докупить нужных объемов чисто технически не будет. Конечно, другой вопрос, это цена, за которой будет осуществляться эта закупка, и это самое сложное во всем этом, но сверх всего сейчас точно не понятно какой будет зима. Так, были прогнозы что зима будет холодной, но на сегодня, то мы видим, середина октября, например, в Киеве отопительный сезон не начат, температуры среднесуточные достаточно высоки. И в принципе прогноз на ноябрь пока тоже достаточно позитивный для нас, оптимистичен. Поэтому, если даже и будут какие-то проблемы с закупкой газа чисто финансовые, то страна пойдет на то, что называется «режим ограничения потребления», крупным потребителям будут выставлены просьбы сократить потребление, уменьшить производство, если это промышленность, хотя и сама промышленность в условиях таких высоких цен, она начнет останавливать свое производство в соответствии начнет уменьшать потребление газа. По коммунальной сфере, тоже будет идти какая-то оптимизация, учебные заведения отпустят детей на каникулы, будет сокращение потребления в бюджетных организациях, то есть катастрофы не произойдет. Так или иначе мы достаточно нормально пройдем эту зиму. Другое дело, что, конечно, что финансовое бремя фактически упадет на Нафтогаз, потому что Нафтогаз весь свой газ отдает населению, бюджетным организациям и «Теплокоммунэнерго» по достаточно низкой цене и дефицит, который надо будет докупить Нафтогаза, он будет покупать по рыночной цене и это будет вызывать его высокие финансовые затраты.

- ПОПОВА: Михаил Крутихин в интервью сказал, что проблема Украины в том, что Украина не развивала свои газовые месторождения. Сейчас наложены санкции на месторождения, которые якобы принадлежали ранее группе Януковича, потом Павлу Фуксу и теперь они якобы снова национализированы от Фукса, который их не развивал. Как вы думаете, Россия специально захватила эти месторождения и не развивала их или это было связано с какими-то другими технологическими или иными обстоятельствами? Ведь Крутихин говорит, что здесь газа достаточно не только для Украины, но и для того, чтобы мы его еще и экспортировали в Европу.

- ПРОКИП: Ну это практика с этими лицензиями, это в свое время было очень распространено, когда лицензии раздавались «направо и налево», иногда дарили даже на День Рождения чиновникам. И они держали эти лицензии скажем или до момента, когда их можно лучше продать, или до момента, когда, скажем, корректура на рынке будет такой, при которой целесообразно развивать добычу. У нас практически все прошлые, первые два десятилетия независимости у нас ценовая ситуация на рынках, цена газа как такового фактически была такой, что не стимулировала добычу газа частными компаниями. Хотя частные компании получили более лицензий чем Нафтогаз. Сейчас частные компании показывают положительную динамику роста добычи. Другое дело, что Нафтогаз этого не показывает действительно программа 20/20 которая ставилась правительством перед Нафтогазом, которая предусматривала наращивание добычи газа компанией «Укргаздобыча» фактически на 30%, эта программа была провалена и Нафтогаз не то, что не смог нарастить добычу, он по сути сократил на 50 млн. кубов было сокращение добычи. Конечно, мы потеряли добычу газа «Черноморнефтегаз» 1,5-2 млрд. кубометров добычи в год, это произошло фактически с аннексией Крыма.

- ПОПОВА: Получила ли Украина компенсацию за месторождения газа в Крыму?

- ПРОКИП: В Крыму? Нет, не получила, но идут суды. То есть арбитражи начаты и Нафтогаз судится в арбитражах за это имущество, которое фактически было украдено вместе с аннексией Крыма. Потому что там есть и буровые платформы морские, и очень много основных фондов, которые стояли непосредственно в Крыму. Это потеряно и за это идет фактически арбитраж и оценки относительно успешности этого арбитража для Украины, они обычно очень высоки. Другое дело, это сроки, когда будет закончен арбитраж, и второе, это как Россия будет выполнять это решение. Конечно, добросовестно она выполнять это не будет, это точно так же, как было с решением по Стокгольмскому арбитражу, когда Газпром отказывался платить, и начинались аресты имущества Газпрома в Европе, ну и потом на момент заключения транзитного контракта были достигнуты договоренности, что Газпром выплатит по Стокгольму.

Підписуйтесь на наш Telegram канал Enigma