Вопрос реформирования СБУ регулярно поднимается европейскими и НАТОвскими представителями. В чем же украинская Служба безопасности не соответствует евроатлантическим подходам?
В октябре прошлого года Иван Баканов подал президенту и отправил на рассмотрение ключевым международным партнерам драфт законопроекта о СБУ, над созданием которого трудились юристы Службы.
Законопроект получил нелестную оценку НАТО и ЕС. В письме, адресованном В. Зеленскому, главы делегации ЕС, консультативной миссии ЕС, представительства НАТО и посольства США отмечают, что законопроект не сужает, а консервирует полномочия службы, а также не способствует созданию эффективной системы демократического цивильного контроля.
В одной из первых версий альтернативного законопроекта предлагалось провести ребрендинг Службы, превратив ее в Агентство национальной безопасности. Но в обновленной версии законопроекта, переданного на рассмотрение международным экспертам в декабре, от этой идеи отказались.
Парламентский законопроект действительно ограничивает полномочия СБУ (в частности, включающие контрразведывательную деятельность и противодействие терроризму) и предусматривает усиление демократической подотчетности Службы. Однако в нем присутствуют серьезные противоречия и неточности, ставящие под сомнение его состоятельность. В частности, отсутствует ясность в вопросах координации полномочий СБУ и других служб, весьма размыто определение "контрразведывательной деятельности", а предложение назначать сотрудников через конкурсы требует уточнений. Запланированное до 1 января 2022 года сокращение штата СБУ до 11 тысяч человек должно быть обосновано политическим видением будущей модели Службы. Тем не менее, альтернативный законопроект имеет поддержку в Офисе президента и, если раньше в самой Службе эту инициативу не воспринимали всерьез, теперь она вызывает беспокойство спецслужбы.
Не исключено, что именно парламентская версия получит более позитивную оценку международных экспертов.
Иван Баканов заявил, что в процессе реформирования СБУ сосредоточится на контрразведывательной деятельности, а расследованием экономических преступлений, очевидно, займется Госбюро финрасследований.
Но, главной проблемой реформирования СБУ на сегодняшний день является распределение полномочий между правоохранительными органами для обеспечения высокого уровня национальной безопасности страны. В итоге, сможет ли реформа СБУ обеспечить эффективность специальной службы в защите государственной безопасности?
От этого во многом будет зависеть, сможет ли Украина в дальнейшем эффективно противостоять гибридным угрозам и вызовам.
Підписуйтесь на наш Telegram канал Enigma