В свое время я довольно сильно увлекался социологией, собственно, многие мои статьи на Хвыле, Энигме или других площадках были попыткой продвижения социологических идей в широкие украинские массы. Я уже неоднократно подчеркивал в своих старых статьях, что с социологической «грамотностью» в нашей стране дела обстоят хуже некуда. Я глубоко убежден, что многих бед в Украине с момента независимости и до начала большой войны (а может и саму войну) можно было бы избежать, имей наша политическая «элита», да и все украинское общество, хотя бы элементарные познания в этой области и умение применять их на практике. В качестве примера могу привести наш доморощенный национализм, который строился и строится на абсолютно дефективном социологическом «фундаменте».
С началом войны 2022 г все мои попытки «потеоретизировать» пришлось отложить, хотя время от времени порассуждать на интересующие меня темы так и тянет. Сегодня я хочу поделится с читателями плодом таких рассуждений.
Не вызывает никаких сомнений, что за все годы независимости в Украине так и не сформировалась полноценная социальная группа, которую можно было бы классифицировать термином «элита». Википедия определяет этот термин так:
Элита представляет собой устойчивую общность с глубокими связями входящих в неё людей, имеющих общие интересы и доступ к рычагам реальной власти. Всякая элита осуществляет функции управления социумом, а также регламентирует выработку новых моделей (стереотипов) поведения в условиях смены парадигм общественной жизни, что позволяет данному социуму адаптироваться к изменениям в окружающей среде либо в этническом ландшафте.
Если перефразировать такое определение более понятными словами, то под элитой обычно подразумевается особая социальная группа, которая отвечает двум основным критериям: она имеет четкое представление о будущем страны и план ее развития; у нее есть доступ к ресурсам, необходимым для воплощения этого плана. Помимо элиты в обществе существует и контрэлита — группа, имеющая свои собственные конкурирующие идеи по поводу развития страны, но лишенная доступа к властным ресурсам. Именно противостояние этих двух противоборствующих группировок (состав которых может быть весьма разнородным) создает конфронтацию, которую мы привыкли называть политической борьбой. В странах с развитой политической системой между элитой и контрэлитой существует некой баланс: они периодически меняются местами через выборы. В нестабильных системах контрэлита приходит к власти через революции и перевороты, превращаюсь в элиту.
Таким образом, основными функциями любой элиты является выработка стратегий развития страны и общества, создание образа будущего и подбор кадров, необходимых для его реализации. Инструментом, с помощью которого элита воплощает свои планы в жизнь является бюрократия. Опять же обратимся к Википедии:
Бюрократия — система управления, осуществляемая управленческим аппаратом, состоящим из должностных лиц, обладающих специальной профессиональной подготовкой и действующих в рамках полномочий в соответствии с формальными правилами.
Здесь важно понимать, что бюрократия – это именно подчиненный инструмент, она должна действовать строго в рамках, установленных политической элитой, которая не должна позволять ей захватывать больше властных полномочий, чем это необходимо для реализации планов этой самой элиты.
Безусловно, описанное выше — это идеальная модель. В реальности существует множество отклонений и нюансов, но для стабильного развития общества наличие этих групп и их функций обязательно. Но помимо этих двух групп в обществе обычно существует еще одна – антиэлита. Этот термин ввел в обиход автор теории циркуляции элит Вильфредо Парето (наверняка известный читателям по «закону Парето»: «20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 % усилий — лишь 20 % результата»). Это социальная группа, которая не имеет четкой программы развития и не обладает доступом к ресурсам. К ней можно отнести очень широкие и разнородные слои общества: организованную преступность, определенную часть интеллигенции со своими постоянными жалобами, анархических бунтарей против всего и вся, различных маргиналов. Эти люди - разрушители, они, как правило, обладают большей энергией по сравнению с остальными, но не могут превратить свой разрушительный порыв в созидательные действия.
Антиэлита существует в обществе всегда, она обычно представляют достаточно большую прослойку в крупных городах, но в стабильных обществах она в целом не очень многочисленна и находится на периферии общественного влияния. Но по мере того, как слабнет власть правящей элиты (если таковая вообще имеется), или если нарушается механизм стабильной ротации элит/контрэлит, эта группа активизируется и при «удачных» (для нее, но не для общества в целом) обстоятельствах она способна захватить власть. Когда такая группа без плана по развитию страны получает доступ к властным ресурсам, она становится паразитом, потребляющим ресурсы исключительно ради своих интересов. Если не остановить этот процесс, то он становится саморазрушающим, ведя и страну, и все общество, к катастрофе.
При этом неспособность антиэлиты к созидательной деятельности, проявляющаяся в поголовной некомпетентности, приводит к тому, что систему власти приходится максимально упрощать, сводя ее к грубому принуждению. Сложные методы управления, характерные для «настоящей» политической элиты, где используют элементы убеждения, буквально исчезают. Вместо аргументов - крики и эмоции, причем самые примитивные - страх, ненависть, злость. И, конечно же, отсутствует любая альтернативная точка зрения, она просто исчезает.
А теперь, глядя на 30+ лет истории нашей страны, угадайте с трех раз, представители какой социальной группы находились у власти в Украине последние лет этак 20 с гаком, и находятся там именно сейчас?
Вначале сменяющие друг друга группировки, но все так же не имеющие никакого проекта будущего, использовали ресурс всей страны для сугубо личного обогащения. Затем ей на смену пришли «слуги народа», которые также не забывают про свой карман, но при этом о стратегии развития Украины задумывались и задумываются еще меньше, чем их предшественники.
Итог у нас сегодня перед глазами.
В общем, можно констатировать, что у нас в стране сегодня отсутствует такая социальная категория людей, которую можно было бы по праву назвать элитой. Вопрос о наличии/отсутствии контрэлиты остается открытым. С одной стороны, у нас вроде бы есть довольно многочисленная группа украинских националистов, чувствующих себя сейчас «на коне» в свете событий последних лет. Она даже отчасти имеет доступ к властным ресурсам. Но вот с проектом будущего развития страны (а именно это, как мы помним, является одним из критерием) у них совсем беда. Поголовное насаждение украинского языка с предложениями ввести всяких инспекторов (интересно, им кожанки и маузеры выдадут?), хождение строем в вышиванках, «боротьба з відвічним ворогом» — это на проект будущего ну никак не тянет. Так что назвать этих «национал-патриотов» высоким термином контрэлиты у меня язык не поворачивается. Есть у нас также небольшие группки, которые пытаются продвигать свои проекты развития Украины, претендующие на звание стратегических, но вот шансы у них получить доступ к властным ресурсам для их реализации мне представляются весьма мизерными (буду рад ошибиться).
Зато антиэлита, сросшись с бюрократией, как раковая опухоль проникла во все сферы государства. Эта ситуация крайне опасна для страны и ведет к масштабной социальной катастрофе, отсроченной войной, но неизбежной после ее окончания, если у нас в Украине не будет выстроена новая социальная система, в которой появится настоящая элита, контрэлита и независимая бюрократия с четкими механизмами взаимодействия между ними.
Підписуйтесь на наш Telegram канал Enigma