На сайте NV есть кинокритик Фоззи, мнения которого о кино очень часто совпадают с моими с точностью до ровно наоборот. Это удивительно. Сейчас вот он написал про британский сериал "Adolescence" ("Переходный возраст"), - который, вообще, наделал шуму и который все взахлеб хвалят, - что "настолько целостного зрелища давно не случалось".
Тогда как моя некоторая претензия к сериалу, который imho хороший, местами - очень сильный, но не шедевр (8/10), заключается как раз в том, что целостности там и не хватает, сюжетной и психологической. (К сожалению, нет возможности вдаваться в бОльшие детали без тотальных спойлеров). И то, что каждая из четырёх серий снята непрерывным дублем, вопроса не снимает. Хотя, конечно, нет темы более бессмысленной и бесперспективной для предметных споров, чем оценки фильмам.
Это сериал об убийстве школьницы - преступлении и трагедии, которые случаются в реальной жизни, случались и ранее, безо всякого Интернета и новых связанных с этим рисков и проблем. В 1990-е, когда я жил на Слободке (ул. Одесская), в подвале нашей парадной мальчик убил девочку. Страшная история, о которой, если не ошибаюсь, шли тогда репортажи по одесскому ТВ. Знаю только, что родные девочки хотели порешить убийцу на месте, но всё же его забрала милиция.
Наверное, кто-то из моих ФБ-друзей может помнить об этом больше.
С нынешними соцсетями и их проявлениями, о которых взрослые могут просто вообще ничего не знать, а подростки в этом живут, всё становится только сложнее. (Впрочем, в сериале эти сетевые темы обозначены скорее пунктирно, т. к. там много и других пластов). Про субкультуру "инцелов" я кое-что читал лет пять, наверное, назад, пришёл к мнению, что это маргинальные недоумки, и с тех пор едва слышал об этом хоть что-либо. Термин "маносфера" до ознакомления с "Adolescence" и рецензиями был мне решительно незнаком. Хотя и в курсе, в самых общих чертах и из разных источников, про отморозка Эндрю Тейта. Теорию "80 на 20", т. е. что 80 процентов женщин интересуются только 20-ю процентами мужчин, я считал просто правдоподобной, в определённом контексте, статистикой из исследования.
...Полиция, по сюжету, оперативно и энергично ведёт расследование, но найти страницу школьника в Интернете с комментариями к постам, распечатать и прочитать всё это - ещё не означает что-то там толком понять. О том, какой конкретный смысл несут различные виды сердечек в Инстаграме, имею ровно столько же понятия, как и полицейский следователь, которого просвещает обо всём этом его сын-школьник. Для меня это как "пляшущие человечки", примерно. No idea. И, кстати, услышав объяснения в сериале, все детали сразу же забыл, т. к. бесконечно от всего этого контекста далёк.
Взрывное развитие информационных технологий, помимо прочих негативных результатов, с очевидностью углубляет разрыв между поколениями.
Более всего в сериале мне понравились изображение и оценки повседневного дурдома и ада обычной школы, куда приходят полицейские для опроса, и также занявший отдельную серию диалог психолога с подозреваемым.
Применительно к нынешней воюющей Украине, кто-то из критиков упоминал в рецензиях, что именно в Сети подростков и подбивают устраивать диверсии и теракты. Так что к нам проблематика сериала имеет, может, не меньше отношения, а даже и больше.
...Уже давно пришёл к личному субъективному выводу, что возможность анонимного использования - это практически не поддающаяся терапии и корректировке родовая травма Интернета. Будь моя воля, я бы разобрал сейчас Интернет на кирпичики, под ноль. Отменил бы его. А потом собрал бы заново, на фундаментально других принципах. Но человеческие жадность и любопытство неодолимы, так что никто ничего подобного делать не будет. И каждому родителю придётся продолжать иметь дело с деструктивным влиянием соцсетей на их отпрысков и принимать решения по поводу этого более или менее самостоятельно.
По итогу, это заслуживающий обсуждения сложно устроенный сериал о тяжелых проблемах, едва ли имеющих прямолинейные решения в масштабе любого современного общества.
Підписуйтесь на наш Telegram канал Enigma