Enigma Enigma

Olga Horoshkovska

2019-12-19 17:18:37 eye-2 3030   — comment 0

Столкновение России и Турции в Ливии

Уже несколько дней многие мировые СМИ рассуждают о гипотетической возможности столкновения Москвы и Анкары в Ливии, где они в затяжной гражданской войне поддерживают противоборствующие стороны.

О неофициальном присутствии в Ливии более 500 российских наемников ЧВК «Вагнера» известно давно. Теперь же там могут появиться регулярные и иррегулярные турецкие части: 10 декабря Реджеп Эрдоган заявил о готовности отправить турецкие войска на помощь признанному ООН ливийскому Правительству национального согласия (ПНС) в Триполи, возглавляемому Фаизом Сараджем:

«Что касается размещения военных в Ливии, «ЧВК Вагнера» из России направила туда своих людей. Если Ливия сделает такой запрос нам, мы также отправим туда наших военнослужащих, особенно после заключения соглашения о военном сотрудничестве», – подчеркну Эрдоган.

Конечно, какие-то турецкие военные, скорее всего, уже сейчас находятся в Ливии. Известно, что там действуют турецкие беспилотные летательные аппараты Bayraktar, и вряд ли ими управляют ливийцы – скорее всего, их операторами являются кадровые турецкие военнослужащие.

Эксперты предполагают, что в Ливии могут быть развернуты, например, собственные турецкие ЧВК, такие как SADAT, который является неким аналогом российской «ЧВК Вагнера» и часто называется «личной гвардией Эрдогана». Скорее всего, эта ЧВК появилась после попытки военного переворота в Турции летом 2016 года и активно использовалась, в том числе, в операции «Оливковая ветвь» в Сирии. Сейчас же SADAT активно задействована там же, в операции «Источник мира». То есть это ЧВК, которая действительно, по некоторым данным, участвует и в прямых боестолкновениях, а не только отвечает за какие-то охранные мероприятия.

Более того, существует огромная вероятность, что в Ливии может появиться и дополнительный официальный турецкий контингент, например, много участвующих в боях «военных советников», ведь договор о безопасности между Анкарой и Триполи, в том числе, предусматривает и такой вариант.

Конечно, этот факт беспокоит в первую очередь Кремль, который оказывает военную поддержку главному противнику ПНС, фельдмаршалу Халифе Хафтару, лидеру так называемой Ливийской национальной армии (ЛНА).

И дело касается не только нефти, хоть российские компании уже работают в Ливии вне зависимости от обстановки, и заключают контракты (например, «Татнефть» решила возобновить там разведку. И еще вторая российская компания, которая находится в Германии, но фактически является дочерним подразделением «Газпрома», Wintershall).

В большей степени речь идет о надеждах на рост геополитического влияния и престижа. Но, кроме России и Турции, нужно учитывать и всех иных игроков, так как у России могут быть определенные обязательства и договоренности по Ливии с Объединенными Арабскими Эмиратами, а у Турции – со своим ближайшим союзником Катаром. Это большой клубок ближневосточных противоречий, в который входит «ливийская тема».

Конечно, исходя из последних лет в Сирии, Москва и Анкара продемонстрировали, что умеют довольно умело и быстро находить общий язык друг с другом, но всегда ли будет такая идиллия?

Підписуйтесь на наш Telegram канал Enigma