Enigma Enigma

SergiusAK

2024-11-30 15:05:59 eye-2 3985   — comment 0

Тайная война Китая

В своих статьях, будь то переводы или мои обзоры, я периодически касался темы Китая, особенно в свете его противостояния с США и их союзниками. Но в тех статьях я описывал противостояния открытое, с точки зрения экономики и военного потенциала Китая по сравнению со Штатами. В этот раз я хочу сделать обзор с упором на тайные операции Китая по всему миру.

Основным инструментом Китая в такой тайной войне является «Объединенный Фронт» (ОФ) (полное название United Front Work Department – UFWD, по-русски можно перевести как Рабочий Департамент Объединенного Фронта). Этот орган напрямую подчиняется Центральному Комитету КПК и по сути является китайским аналогом Коминтерна. Те, кто застал СССР и изучал историю КПСС в институтах, должны хорошо представлять себя функционал подобной организации. Для более молодой аудитории объясню, что Коминтерн, по определению В.И. Ленина (надеюсь, кто такой Ленин объяснять не надо?) — это «союз рабочих всего мира, стремящихся к установлению Советской власти во всех странах». Так вот, «Объединенный Фронт» по сути представляет собой союз китайцев всего мира, стремящихся к установлению китайской гегемонии во всех странах. «Фронт» был создан ещё в далекие времена гражданской войны в Китае, затем был восстановлен в 1979 г «великим реформатором» Дэн Сяопином, и получил мощнейшую поддержку и ресурсы в 2012 и 2018 гг со стороны нынешнего руководителя Китая Си Цзиньпина.

«Объединенный фронт… является важным магическим оружием для укрепления правящей позиции партии… и важным магическим оружием для реализации китайской мечты о великом возрождении китайской нации.» -  Си Цзиньпин, 2015 г. На XX съезде партии в 2022 году Си Цзиньпин заявил: «Мы создадим широкий единый фронт, чтобы сформировать великое единство и солидарность, и мы будем призывать всех сыновей и дочерей китайской нации посвятить себя реализации китайской мечты о национальном возрождении».

В нынешнее время ОФ является главным агентством Китая, контролирующим и управляющим этническими, религиозными и китайскими делами за рубежом. Организация насчитывает   не менее 40 тысяч сотрудников с бюджетом в 2019 г не менее 2,6 млрд долларов и контролирует 12 подчиненных правительственных учреждений, включая Управление по делам китайцев за рубежом, Государственную комиссию по делам национальностей и Государственное управление по делам религий. Значительная часть (по крайней мере шесть) руководителей департаментов ОФ имеют министерский ранг или выше. Фронт напрямую курирует более 80 «гражданских групп» на национальном уровне, и более 3000 организаций курируются местными отделами Фронта, некоторые из которых даже имеют специальный консультативный статус в Экономическом и Социальном Совете ООН.

ОФ стремится продвигать политические интересы Китая через обширную сеть организаций и отдельных лиц по всему миру и занимается различными видами деятельности, от вмешательства в дела китайской диаспоры и подавления инакомыслящих за рубежом до сбора разведывательной информации, поощрения инвестиций в Китай и содействия передаче технологий.

Группы ОФ очень часто имеют самые безобидные названия, н-р, Совет по содействию мирному национальному воссоединению или Китайская народная ассоциация дружбы с зарубежными странами. Многие из них кажутся обычными зарубежными китайскими общественными организациями, которые сплошь и рядом встречаются в бизнесе и даже в многонациональных корпорациях. Однако за ними или внутри них скрываются правительственные или партийные органы — очень часто это могущественные китайские службы разведки, безопасности и тайной полиции.

С конца семидесятых и начала восьмидесятых годов, когда китайцы начали активно учиться за границей в больших количествах, а затем и иммигрировать в другие сраны, Фронт пристально следит за их поведением и речью. Посольства и консульства поддерживают тесные связи с китайскими студентами и иммигрантами, апеллируя к их «китайскости» и связям с их «родиной». Учитывая, что многие из этих новых китайских иммигрантов преуспевают в бизнесе, академической среде и даже работают в правительственных учреждениях других стран, ОФ стремится получить от них практическую и моральную поддержку. 

ОФ располагает значительными медийными ресурсами для пропагандистских целей. Н-р, он управляет China News Service, одной из крупнейших медиасетей КПК, имеющей десятки зарубежных бюро. По крайней мере 26 аккаунтов крупнейшей китайской социальной сети WeChat зарубежных СМИ на китайском языке зарегистрированы на компании, которые в конечном итоге принадлежит Фронту.

 

Здесь разница между пропагандой и работой ОФ размывается, но цель остается прежней — донести предполагаемое сообщение китайской коммунистической партии как можно большим количеством способов и как можно в более приемлемой форме. Суть в том, чтобы развивать симпатию к политике партии и повышать ее легитимность в этих станах, особенно среди китайцев, которые или уже получили иностранное гражданство, или намереваются это сделать. Это также полезно для внутренних целей ОФ, поскольку официальные СМИ в самом Китае часто ретранслируют или перепечатывают сообщения из таких зарубежных СМИ как доказательство поддержки политики партии за рубежом; «факт» их происхождения за пределами официальных китайских СМИ повышает их авторитет.

Фронт активно использует прикрытие китайских дипломатических представительств за рубежом в своей работе. Большинство, если не все, посольства Китая имеют несколько дипломатов, которым поручено вмешиваться в дела диаспоры — вид деятельности, который официально находится под «единым управлением» Фронта. Все большее число китайских дипломатов, ответственных за работу с диаспорой, теперь приходят из Фронта, а не из Министерства иностранных дел. Такие «дипломаты» не гнушаются заниматься как физическим преследованием китайских диссидентов и критиков политики Пекина, так и шантажом и подкупом правительственных чиновников, журналистов, бизнесменов.  

Например, в Англии были засняты на видео сотрудники посольства КНР, избивающие в общественном месте мирных протестующих, а на Тайване связанные с КПК банды публично избивали студентов, протестующих против принятия закона, благоприятного для КНР. В 2018 г. на форуме Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АПЕК) в Папуа Новой Гвинее китайские дипломаты прорвались в кабинет министра иностранных дел этой страны и потребовали изменить текст заключительного коммюнике встречи, а в 2020 г., по сообщениям СМИ, дипломаты избили библиотекаря торгового представительства Тайваня на Фиджи, которого пришлось госпитализировать. В Калифорнии во время визита «товарища Си» в ноябре, китайское консульство в Лос-Анджелесе оплачивало гостиницы и питание сторонников и напрямую взаимодействовало с агрессивными лицами, которые избивали и пинали протестующих против Си, а также атаковали их флагштоками и химическими спреями. Остановки в США тайваньских лидеров вызвали аналогичные протесты.

По данным службы разведки и безопасности Канады, в этой стране Фронт использует «государственные структуры и негосударственные доверенные лица» для «угроз и запугивания» активистов и китайских диссидентов в США и Канаде. Под прикрытием глобальной антикоррупционной кампании под названием «Охота на лис» китайским властям удалось репатриировать 680 человек обратно в Китай, в том числе угрожая членам их семей. По данным СБ Канады, ОФ активно использует такие средства политической войны как организация платежей через посредников кандидатам, связанным с правящей партией, размещение агентов на должности, позволяющие оказывать влияние на национальную политику, а также попытки переманить на свою сторону и подкупить бывших канадских госчиновников, проведение агрессивных кампаний против канадских политиков, которых КПК рассматривает в качестве угрозы.

В январе 2022 г. британская служба MI5, занимающаяся внутренней контрразведкой, выпустила «оповещение о вмешательстве» относительно родившейся в Китае подданной Великобритании Кристины Чин Куи Ли, которая «сознательно вмешивалась в политическую деятельность на стороне управления «Объединенный фронт» Коммунистической партии Китая». Это оповещение предупреждало, что ОФ «стремится скрытым образом вмешиваться в политические процессы в Великобритании, устанавливая связи с действующими и потенциальными парламентариями по всему политическому спектру». Это было первым случаем, когда MI5 выпустила подобное оповещение, относящееся к Китаю. В мае 2024 г. бывший парламентский исследователь Кристофер Кэш и академический сотрудник Кристофер Берри предстали перед британским судом по обвинению в передаче секретов Китаю. Кэш работал на китайскую политическую группу, связанную с Томом Тугентхатом, бывшим в то время британским министром безопасности (!). 

Одной из основных целей операций влияния Объединенного Фронта в Европе является приобщение к авторитарной философии – склонение европейских общественных деятелей к принятию позитивного образа в отношении КПК и благоприятному освещению ее деятельности в Синьцзяне, Гонконге и Тибете, а также ее внешнеполитической деятельности, например, в Южно-китайском море. Усилия ОФ рассчитываются таким образом, чтобы приобщать особые группы или особых людей, таких как политиков, отставных военных, представителей академических кругов, торговые палаты и ярко выраженные социальные или этнические группы, которые будет продвигать разработанные Китаем послания. Затем этих суррогатных единомышленников приглашают выступать в качестве представителей для продвижения интересов КПК. Ключевыми сферами, на которые ОФ оказывает влияние, используя открытость европейских обществ и их права на свободу слова, находятся на стыке общества и политики, поскольку у этих сфер отсутствует внешний надзор,

Помимо контроля за китайской диаспорой, пропаганды и распространения политического влияния КПК среди западных сообществ на долгосрочную перспективу, ОФ часто занимается более насущными проблемами. Зарубежные структуры, подконтрольные ОФ, такие как торговые гильдии, ученые профессиональные союзы, различные «ассоциации дружбы» активно занимаются промышленным шпионажем и кражей технологии. Эти усилия направлены на создание или кооптацию профессиональных ассоциаций с членами в университетах, правительствах и частных компаниях. Затем группы помогают набирать иностранных ученых и продвигать передачу технологий в Китай. 

Например, Ян Чуньлай, программист американской компании по товарной бирже, был осужден в 2015 году за кражу коммерческой тайны после кражи исходного кода для создания бизнеса в Китае. Ян был президентом Ассоциации китайских ученых и инженеров США, которая часто встречается с должностными лицами ОФ, и работал в консультативном комитете Управления по делам китайцев за рубежом. Более дюжины групп в Австралии участвуют в работе по передаче технологий и набору талантов для китайского правительства.  Например, Федерация китайских ученых в Австралии была создана еще в 2004 году для содействия научному обмену между Австралией и Китаем. Ее организационное заседание состоялось в образовательном отделе посольства КНР, а сама федерация и многие ее члены связаны с некоторыми департаментами ОФ. В число сотен ее членов входят несколько старших должностных лиц университетов и профессоров, большинство из которых присоединились к программам по набору талантов китайского правительства.

Сотрудники, работающие в управлениях науки и технологий китайских посольств и консульств по всему мир, часто взаимодействуют с организациями, созданными под эгидой ОФ в странах, где они находятся, и полагаются на их рекомендации для выявления технологических проектов, имеющих стратегическое значение для китайского правительства. Некоторые члены таких группы удаленно консультируют государственные технологические компании в Китае, в то время как другие выступают в качестве разведчиков талантов и поощряют как китайцев, живущих за границей, так и зарубежных ученых, подавать заявки на участие в государственной программе «Тысяча талантов» — схеме вербовки Китаем ученых, которая связана с экономическим шпионажем. Еще в 2020 г исследования выявили такие группы, связанные с ОФ, которые действуют во Франции, Германии, Италии, Швейцарии и Великобритании, а также по всей Скандинавии. Количество целевых стран и активных организаций увеличивается с каждым годом.

Хотя многие организации, связанные с системой ОФ, напрямую не контролируются КПК или правительством Китая, их лучше всего рассматривать как организованные правительством неправительственные организации. По состоянию на 11 августа 2019 года в базе данных китайского Министерства гражданских дел только официально числилось более 10 тысяч таких НПО, зарегистрированных под вывеской различных   структур и бюро, входящих в состав Объединенного Фронта. В целом, система ОФ представляет собой грозный инструмент для продвижения китайского влияния, власти и доступа к технологиям за рубежом.

 

P.S. Вспоминая «план стойкости Зеленского» и его «культурный суверенитет», так и хочется предложить ему поизучать опыт работы китайского Объединенного Фронта по продвижению интересов своей страны за рубежом. Жаль только, что Зе и его клика не обучаемы. В ОФ горизонт планирования операций идет на годы и годы в перспективе, наши «правители» и на пару месяцев вперед заглянуть не способны, иначе Украина не оказалась бы сейчас в такой ж...
 

Підписуйтесь на наш Telegram канал Enigma