В продолжение темы общественных запросов для Украины в новом году.
С самого начала своей активной деятельности на Энигме я ставил перед собой цель своего рода пропаганды социологических подходов в анализе событий, происходящих в Украине и вокруг. К сожалению, как я уже несколько раз подчеркивал, в украинском обществе наблюдается катастрофически низкий уровень познаний в этой области. Когда я обсуждаю важность социологии и в современном мире, и касательно Украины, со своими знакомыми, большая часть из них воспринимает социологию очень примитивно, как череду соцопросов, которые помогают определить тренды общественного настроения, но не более того. Уверен, что и среди читателей здесь есть не малая доля думающих точно также. Между тем, возможности и важность социологии значительно шире и мне бы очень хотелось, чтобы запрос на социологию стал одним из определяющих трендов для наших сограждан в 2025 г.
Социология (от лат. societas — общество и греч. logos — учение) в буквальном смысле слова означает «наука об обществе». Этот термин в 30-х гг. XIX века ввел в оборот французский философ Огюст Конт. До него различные учения о функционировании и развитии общества выступали как составные части философских концепций. По мнению Конта, исследователи должны изучать законы окружающей социальной действительности, опираясь на достоверные факты, а не на схоластические, отвлеченные философские рассуждения. Выделившись в отдельное научное направление, социология занялась изучением того, как индивиды и группы взаимодействуют друг с другом в обществе, как структурированы и организованы общества и как функционируют различные социальные институты, формируя индивидуальное и коллективное поведение. Она помогает нам понять социальную динамику, которая формирует наш мир и то, как она влияет на индивидов, социальные группы и общество в целом. Особенно это важно в переходный период, когда происходят бурные общественные и социальные изменения, когда меняются решительно все стороны жизни — экономика, политика, социальные институты, система ценностей, и когда необходимо понимание того, к чему они могут привести с течением времени.
Так почему же, при всей очевидной важности социологии, у большинства простых граждан складывается такое пренебрежительное или недоверчивое отношение к этой все-таки науке? Как мне кажется, основная причина здесь в том, что социология относится к гуманитарной сфере, которую многие воспринимают как пустопорожние наукообразные рассуждения, своего рода «бла-бла-бла», не имеющие реального материального воплощения, которое можно потрогать руками. Обычные обыватели не понимают, что в отличие от той же математики или физики, социология работает не с законами, а с закономерностями, растянутыми во времени. Это в физике очень легко проверить действие закона всемирного тяготения, подбросив вверх яблоко и подставив под него свой лоб. В той же математике для проверки утверждения «2+2=4» достаточно пальцев одной руки. В социологии это так не работает. Для выявления социологических закономерностей в обществе, социальной группе, политике, государстве требуются годы и десятилетия наблюдений, анализов, споров. Но если такие закономерности выявлены и теоретически обоснованы, то они приобретают силу не менее реальную, чем законы физики или аксиомы математики. Основываясь на таких закономерностях, можно предвидеть как те или иные социальные и общественные изменения, та или иная политика, проводимая государством, скажутся на дальнейшей перспективе и общества, и государства.
В качестве примера приведу свою самую первую статью здесь на Энигме о белорусской революции. Напомню читателям, что она писалась в разгар массовых протестов в Белорусии после очередных «выборов» Лукашенко. Тогда многие в Белоруссии и Украине считали, что до падения режима «батьки» остаются считанные дни, максимум недели, настолько масштабными были эти протесты. Я в своей статье, опираясь на теорию социальной революции Чарльза Тилли, доказывал полную беспочвенность таких надежд и предсказал, что режим не рухнет и Лукашенко останется при власти:
Итак, подведем итоги нашего анализа. Основываясь на вышеизложенном, можно с уверенностью утверждать, что никакой революционной ситуации в Белорусии нет и не предвидится. Тем более не стоит ожидать достижения революционных результатов в виде перехода власти от Лукашенко к его противникам.
Как показали дальнейшие события, я оказался абсолютно прав. А между тем, у протестующих был реальный шанс повергнуть белорусского диктатора, исследуй они закономерности, положенные в основу теории Тилли и попытайся применить их на практике. Кстати, подобная ситуация была и в России в 2012 года, так называемая «Болотная революция». Тогда самое массовое протестное движение россиян было сознательно слито руководителями оппозиции, что опять же, согласно теории Тилли, не могло не привести к поражению той «революции».
Поэтому, когда я в своих статьях пишу, например, о необходимости выработки адекватной государственной идеологии для Украины (первая статья об этом была опубликована на Энигме еще более четырех лет назад), я делаю это не потому, что ностальгирую по политинформациям в школах или изучению истории партии в институтах. Нет, главной причиной является понимание того, что, согласно матрице ИЭВП, разработанной Майклом Манном в своем монументальном труде «Источники социальной власти», есть четыре главных источника и организации власти в человеческом обществе: идеологический, экономический, военный и политический. Именно их сочетание и перекрывающее взаимодействие формируют сети распределения власти и организуют государственное устройство. Как показывает печальный 30-летний опыт Украины, игнорирование одного из основополагающих «столпов» в этой матрице, когда после отказа от принципов коммунистической идеологии, наша политическая «элита» была не способна сформулировать внятной замены, способной увлечь большинство украинского общества, не приводит ни к чему хорошему. Как я уже писал несколько раз, природа не терпит пустоты не только в мире физическом, но и в духовном и культурном. Если вы не можете предоставить обществу свои смысловые понятия и концепции, оформленные в единое идеологическое мировоззрение, то вы будете пользоваться чужими, что и произошло у нас в стране, вызвав «разброд и шатание» в обществе, поделив его на сторонников «русского мира», «совка», доморощенного «национализма», «патриотизма», и т.д. и т.п. Это привело сначала к словесной войне «всех против всех», а затем вылилось в реальные военные действия времен АТО, и в конечном итоге стало одной из причин «большой войны» в феврале 2022 года из-за веры Путина в массовую поддержку идей «русского мира» в Украине. Так пренебрежение важнейшими социологическими закономерностями приводит к гибели десятков тысяч одних, миграции миллионов других, разрушению экономики и ставит на кон вопрос о возможности выживания самого украинского государства.
Точно также, когда я категорически выступаю против политики «украинского талибана», который так усиленно строят в Украине наши «национал-патриоты», я это делаю не только потому, что мне лично очень не нравится, когда кучка голосистых придурков решает за меня на каком языке разговаривать мне и моим детям с внуками, какие книги мне читать или какие фильмы смотреть. И которые по ночам демонтируют памятник Высоцкому в Одессе (господи, Высоцкий то чем им не угодил?) или сносят памятники простым советским воинам Отечественной войны, которыми были мой дед и мой дядя. Личные эмоции, конечно, играют свою роль, но главное все же заключается в том, что я прекрасно осознаю всю ущербность и опасность «узкого» национального проекта по сравнению с построением «широкой» политической украинской нации. Все это уже давно исследовано в различных социологических трудах и уже закономерно доказана вся бесперспективность такого «узкого» подхода как для развития самого общества, так и национального государства, выстроенного на таких принципах. И меня просто бесит, что огромная масса вроде бы вменяемых и неглупых людей или не понимает, или не хочет понимать, таких элементарных вещей, что запреты и ограничения не решают проблемы, а только усугубляют их и оттягивают. И что великим украинский язык станет не тогда, когда вы поставите на каждом этаже в каждой школе по комиссару в кожанке, который будет следить на каком языке дети разговаривают на переменках, а тогда, когда на нем будут писаться великие книги типа «Гамлета», «Унесенных ветром» или «Трех мушкетеров» с «Гарри Поттером». Ведь многообразие культурной среды можно сравнить с генетическими мутациями в природе. Не все мутации выдерживают столкновения со средой и отмирают, но часть из них становится важным элементом приспосабливаемости к изменившимся условиям. Другими словами, многообразие и изменчивость — это механизм выживания, как биологического вида, так и социального организма. Когда естественное развитие и изменения в обществе искусственно подавляются или запрещаются, это может привести к стагнации и упадку, подобно тому, как отсутствие эволюционных изменений может привести к вымиранию определенного вида животных или растений. Именно к такому социальному «вымиранию» ведут украинское государство и общество наши «национал-патриоты».
Но вернемся к пониманию важности социологии для Украины. Социологические теории и методы исследования могут использоваться для понимание социальных явлений, выявляя социальные проблемы и предлагая решения, основанные на выявленных закономерностях. Понимая коренные причины этих проблем, мы можем разрабатывать практические механизмы вмешательства, которые направлены на устранение лежащих в их основе структурных факторов, способствующих им. Хорошим теоретическим подспорьем в понимании воздействия таких механизмов на реальную жизнь отдельных членов общества и целых социальных групп служит мало известная у нас в стране теория интерактивных ритуалов Рендалла Коллинза, дающая ясные ответы на некоторые фундаментальные вопросы социологии: каковы факторы интеграции и солидарности в обществе (чего так катастрофически не хватает нашим соотечественникам), что движет индивидом при совершении социального действия, какую роль играет мышление индивида в социальном действии и др. Представляя собой универсальную модель взаимодействия макро- и микроподходов в социологии, она может с успехом применяться в качестве коммуникативной технологии управления социальными процессами, помогая выработать систему принципов для решения практических прикладных социальных задач.
Коллинз является одним из светил мировой социологии, который, кстати, предсказал крах СССР еще в начале 80-х годов прошлого века на основе одной из своих теорий. Как много из читателей хотя бы слышали о Коллинзе, я уж молчу об ознакомлении с его книгами? А между тем, разработанная им теория говорит нам о том, как устроено общество, сводя его к повторяющимся ситуациям интеракции, где люди и социальные структуры взаимодействуют друг с другом. Коллинз обозначает такие интеракции как интерактивные ритуалы и изучение их механизмов, основных переменных, задействованных в них и закономерности их взаимодействия позволяют нам прогнозировать результаты таких взаимодействий и искусственно их стимулировать через внешние воздействия. По сути, такие ритуалы — это способ, с помощью которого люди общаются между собой; формируются группы, где все чувствуют себя единым целым; создаются общие символы и ценности. Таким образом, интерактивный ритуал можно рассматривать как ключевой механизм формирования таких социальных образований как группы, сообщества, партии, коллективы, нации и т.д. Сомневаюсь, что даже в среде профессиональных украинских социологов, если у нас в стране таковые вообще есть, найдется много специалистов, изучивших эту теорию, не говоря уж об их способности к практическому применению ее принципов.
Игнорируя социологию, ее теоретические и практические закономерности, не имея адекватной государственной идеологии, плюя на разработку программы долговременного стратегического развития, Украина так и будет болтаться как дерьмо на волнах внешних геополитических и внутренних социальных потрясений, пока окончательно не утонет. И вины в этом «пересічних громадян» будет никак не меньше, чем и нашей политической «элиты». Своей глупостью, примитивизмом мышления, восприятием действительности как черно-белой картинки, нежеланием приподняться над своими эго и попытаться воспринять другую, отличную от вашей, точку зрения, инфантильной верой в очередного «героя», который за вас решит все ваши проблемы, готовностью «покупаться» на громкие слова и заявления, вместо анализа фактических действий, вы, мои дорогие соотечественники, формируете такую же тупую, примитивную, малокомпетентную национальную «элиту», которая потом же вами «управляет», разворовывая страну сверху донизу, но при этом прикрываясь красивыми «патриотическими» лозунгами. Как нельзя лучше это выражает известная фраза философа Шарля Луи Монтескье: «Каждый народ достоин своей участи».
Підписуйтесь на наш Telegram канал Enigma