Enigma Enigma

SergiusAK

2021-02-12 10:21:29 eye-2 3031   — comment 1

​​​​​​​Частные контрактные юрисдикции. Начало?

Некоторое время назад я опубликовал пост о частных контрактных юрисдикциях (здесь). Честно говоря, писал я об этих идеях скорее, как о какой-то экзотике.  Хотя сам по себе замысел интересный, имеющий глубокие исторические корни в виде того же Магдебургского права, но вот веры в то, что она когда-нибудь будет воплощена в ближайшем будущем хоть в каком-то объеме у меня не было. Идеи из серии «на вырост» или «вот бы попробовать».

Но тут я наткнулся в сети на перепост из ФБ новости о законодательстве штата Невада, разрешающем компаниям, работающим в сфере высоких технологий и владеющим землей в размере более 200 кв км, создавать на своей земле «частное» государство, с собственным законодательством, налоговой и судебной системой, собственной системой образования. «Неужели?» - подумал я и полез в интернет разбираться.

Увы, все не так радужно, новость оказалась наполовину фейком. То, что в оригинальном посте подается как свершивший факт, на самом деле оказалось всего лишь предложением, представленным губернатором штата в его ежегодном послании от 19 января. Так что это еще не закон, а всего лишь черновик, до закона ему еще нужно «дорасти», а потом еще пройти утверждение в законодательной палате штата.

Новый Инновационный Билль предлагает создавать в штате зоны, где крупные компании, работающие в области инновационных технологий, могут создавать на своей территории «альтернативные формы местного правительства». Билль имеет некоторые ограничения для таких компаний:

  • компания должна доказать свои наработки в инновационный сфере (что правильно, новички и мошенники отсеются сразу)
  • зона может быть создана только на незаселенном на данный момент участке, вне пределов городов и сел (благо в Неваде таких мест навалом);
  • компания должна вложить куча денег в такую зону – 250 млн изначально и минимум 1 млрд в течении 10 лет (опять же, защита от новичков и финансовых неудачников, не каждая корпорация может потянуть такое);
  • изначально зона будет под управлением «официального» местного правительства с постепенным переходом к независимому «частному» (очень правильное решение, переход на «альтернативные» государственные услуги будет происходить по мере готовности и наличия ресурсов для этого).

Тем не менее, как говорил Остап Бендер: «лед тронулся, господа». Такие зоны действительно получат право на воплощение многих идей, созвучных с частными контрактными юрисдикциями и даже ФПКЮ (здесь), фактически они будут похожи на некую помесь из них.

Зона будет опираться на те же федеральные и штатные законы и иметь те же возможности, что и существующие местные комьюнити штата. Что немаловажно, билль предусматривает защиту такой зоны от административного произвола чиновников вышестоящих органов.  Управлять ею будет совет (board) из 3 членов, назначаемых губернатором штата, два выбираются из кандидатов, представленных компанией и один по выбору самого губернатора. Все они не должны иметь никаких финансовых связей с компанией. Все члены совета - по сути, такие же госслужащие, как и в любом другом местном исполкоме, они подпадают под те же законы штата, что защищает такую зону от влияния корпоративного управления компании. Налоговые вопросы утрясаются через переговоры властей штата с компанией. Когда компания устанавливает на территории зоны свои налоги (в том числе из них платиться зарплата членам совета), часть из них, по согласованию, идет штату. Местная администрация должна будет установить налоги на собственность; если в зоне будут организованы школы, то вводится специальной налог на школы.

После заселения в такую зону достаточного количества населения (100 и более), в ней со следующего года начинают действовать элементы демократии с выборами соответствующих местных публичных служащих, в том числе всего совета. После этого власть всех до этого назначенных чиновников (шериф, прокурор, и т.д.) заканчивается и они на свои должности избираются. Это полностью выводит местную власть из-под корпоративного управления.

В общем, там еще много чего интересного в этом билле, если кто захочет разбираться в оригинале - здесь (на англ.). Но главное, что таки да, такая зона может иметь очень большую независимость: свои законы и суды (в пределах местной компетенции, конечно), свой шериф и прокурор, казначей и налоги, школы. Также она будет имеет полную свободу при необходимости создавать дополнительные сервисы и должности или объединять их. Отдельного упоминания заслуживает возможность управляющего совета зоны заключать соглашения с близлежащими местными исполкомами на предоставление различных публичных услуг, что еще больше напоминает подход ФПКЮ. Примечателен п.3 в билле, который, по сути, признает неспособность текущих форм местного правления обеспечить гибкость и ресурсы, необходимые для развития новых форм и типов бизнеса.

Но особенно интересно во всем этом то, что такое предложение, по сути своей сугубо либертарианское, выдвигается губернатором-демократом, в штате, который проголосовал за демократа Байдена. Вот тебе и «марксисты», и «леваки». Если его примут, можно будет наблюдать «в живую», насколько жизнеспособными окажутся такие новые структуры. Жаль только в Украине нет понимания и поддержки этих идей, а ведь за ними будущее, хотим мы того или нет.

 

Підписуйтесь на наш Telegram канал Enigma