Итак, Трамп 2.0 начал свою первую торговую войну, сначала устами своей пресс-секретарши подтвердив введение с 1-го февраля 25% тарифов на продукцию из Канады и Мексики и 10% тариф на товары из Китая, а затем опубликовав соответствующий твит. Надо сказать, что я до последнего не верил в это. В своей статье я уже писал ранее, что учитывая объемы товарооборота между этими странами и аналогичные меры, которые гарантированно будут предприняты в ответ, такой шаг Трампа будет подобен выстрелу себе в ногу, а то и в более важную часть тела. Поэтому я был склонен полагать, что эти угрозы или не будут воплощены в жизнь вообще, или будут носить более щадящий характер. Но отмороженность Трампа не знает границ и к его обещаниям таки надо прислушиваться.
В преддверии тарифов в разных источниках предполагались разные варианты развития событий и анализировался эффект от их введения как на экономику Канады, Мексики и Китая, так и США. Я постарался просмотреть наиболее адекватные публикации и предлагаю читателям результаты своих поисков в наиболее наглядном виде. При анализе нижеприведенных данных нужно учитывать, что на нефть и электроэнергию из Канады тариф составляет не 25, а 10%. Так же важно то, что, по словам чиновников из Белого Дома, подписанный указ содержит пункт о защите от мер возмездия (retaliation clause), который предусматривает последствия (consequences) для этих стран, если они вдруг начнут вводить аналогичные тарифы на американские товары.
Влияние тарифов на США
Почти половина всего импорта США — более 1,3 триллиона долларов — поступает из Канады, Китая и Мексики. Анализ Bloomberg Economics показывает, что новые тарифы могут сократить общий импорт США на 15%. Базирующийся в Вашингтоне Tax Foundation оценивает, что хотя тарифы будут генерировать около 100 миллиардов долларов в год дополнительных налоговых поступлений в федеральный бюджет, они также повлекут за собой значительные издержки для экономики в целом: нарушат цепочки поставок, увеличат издержки для предприятий, уничтожат сотни тысяч рабочих мест и в конечном итоге приведут к росту потребительских цен.
Некоторые секторы экономики США пострадают особенно сильно, включая автомобильный, энергетический и продовольственный секторы. Цены на бензин могут вырасти на 50 центов за галлон на Среднем Западе, поскольку Канада и Мексика поставляют более 70% импорта сырой нефти на НПЗ США. Также под угрозой находятся автомобили и другие транспортные средства, поскольку Соединенные Штаты импортируют почти половину своих автозапчастей из северных и южных соседей.
25% тариф на Канаду и Мексику увеличит производственные издержки для автопроизводителей США, добавив до 3000 долларов к цене некоторых из примерно 16 миллионов автомобилей, продаваемых в США каждый год. Цены на продукты также возрастут, поскольку Мексика является крупнейшим источником свежих продуктов для США, поставляя более 60%(!) импорта овощей в США и почти половину(!) всего импорта фруктов и орехов.
Все же Соединенные Штаты менее зависимы от торговли, чем многие другие индустриальные экономики, включая Германию, Японию и Соединенное Королевство. Импорт и экспорт составляют всего четверть ВВП США, и Соединенные Штаты получают то, что они импортируют, из довольно широкого круга стран.
Тем не менее, если Канады и Мексика введут (обе страны уже давно заявили об этом) аналогичные тарифы на американские товары, поставляемые в эти страны, то для США это тоже будет ощутимым ударом. Когда Канада или Мексика примут ответные меры, то, скорее всего, больше всего пострадают американские экспортеры топлива, а также автопроизводители и другие передовые производители, включая фармацевтические компании.
Наиболее сильно ответные пошлины затронут американские штаты с развитой промышленностью. Мексика покупает 70% экспорта штата Нью-Мексико, включая миллиарды долларов в американских полупроводниковых чипах и электрических компонентах, которые позже возвращаются в Соединенные Штаты в мексиканских автомобилях и бытовой технике. Техас отправляет более 20 миллиардов долларов в Мексику в виде чипов, автозапчастей и электрооборудования; в целом экспорт штата на юг составляет 5 процентов его ВВП. Тарифы также нанесут удар по экспорту автомобилей и металлов из Огайо в Канаду на сумму 5 миллиардов долларов, а также экспорту пиломатериалов и бумаги из Мэна на север на сумму 320 миллионов долларов.
Экспорт США по странам назначения, 2023 г.
Влияние тарифов на Канаду и Мексику
Зависимость Канады и Мексики от торговли с другими странами значительно выше. Пошлины ударят по Канаде и Мексике гораздо сильнее, поскольку торговля составляет около 70%(!!) ВВП обеих экономик.
Причем Канада и Мексика гораздо больше зависят от США, чем наоборот.
Торговля товарами, 2023 г.
Более 80% экспорта Мексики, включая автомобили, машины, фрукты, овощи и медицинское оборудование, направляется в Штаты, составляя 15% от общего объема импорта США. Односторонний 25% тариф на эти товары может сократить ВВП Мексики примерно на 16%(!!!), согласно Bloomberg Economics, при этом основной удар придется на автомобильную промышленность. Мексика отправляет почти 80% производимых ею автомобилей только в Соединенные Штаты, что составляет около 2,5 миллионов автомобилей в год. Пошлины также поставят под угрозу энергетический сектор Мексики; Соединенные Штаты получают примерно 60% нефтяного экспорта Мексики, большую часть которого составляет сырая нефть, направляемая на нефтеперерабатывающие заводы США. В то же время Мексика является основным пунктом назначения для экспорта очищенной нефти из США, которая удовлетворяет более 70% внутреннего спроса. Тарифы США сделают топливо более дорогим, повысят цены на заправках и окажут влияние на всю экономику Мексики.
Канада сталкивается с похожей проблемой. Соединенные Штаты покупают более 70% экспорта Канады, причем эти товары составляют 14% от общего импорта США. Из-за новых тарифов энергетический сектор Канады понесет наибольший урон, поскольку экспортеры отправляют 80% своей нефти в Штаты.
Влияние тарифов на Китай
Хотя именно Китай объявлен Трампом и верхушкой республиканской партии главным геополитическим соперником США, тем не менее он пострадает от тарифов Трампа меньше всего. Китай сравнительно меньше зависит от США и в целом от торговли (см. график вверху). За последние два десятилетия страна неуклонно снижала важность торговли для своей экономики, поскольку Пекин наращивал внутреннее производство и старался переориентировать свои товаропотоки. Сегодня импорт и экспорт составляют всего около 37% ВВП Китая по сравнению с более чем 60% в начале 2000-х годов.
В последние годы торговля между США и Китаем снизилась, особенно в секторах, затронутых предыдущими тарифами и экспортным контролем, таких как автозапчасти, компьютеры, мебель и полупроводники. Вместо этого Китай увеличил торговлю с другими партнерами, включая Европейский союз, Мексику и Вьетнам. Доля страны в мировой торговле выросла примерно на 4% с 2016 года, когда президент Трамп впервые вступил в должность, даже несмотря на то, что доля Соединенных Штатов в мировой торговле только уменьшилась. В совокупности эти факторы смягчат шок от дополнительных 10% тарифов на китайский экспорт в Соединенные Штаты.
Выводы
Похоже, что Трамп действует по принципу «бей своих, чтобы чужие боялись». Объявив врагом Китай, он наносит сильнейший удар по своему ближайшему союзнику на североамериканском континенте – Канаде. Для экономики Канады он будет очень тяжелым, недаром Центральный Банк Канады даже отказался давать своей прогноз о влиянии тарифов на канадскую экономики, заявив, что он не в состоянии просчитать последствия. На данный момент в Канаде практически нет правительства, после отставки Трюдо там сейчас его партия занята поисками нового премьера и ей не до всяких «глупостей», отвлекающих от такого увлекательного занятия. Тем не менее, им таки придется отвлечься, когда страна, по оценкам, потеряет как минимум полмиллиона рабочих мест, а ее экономика свалится в рецессию похуже 2008 г.
Для Мексики, с ее предполагаемым сокращением ВВП на 16%, тарифы Трампа вообще носят катастрофический характер. Тут уже простой рецессией не отделаешься, она грозит очень быстро перерасти в кризис. Как мексиканское правительство будет выпутываться из грозящей ситуации я даже предположить не берусь, моих дилетантских познаний в экономике явно не хватает, чтобы ответить на этот вопрос.
Хотя асимметрия в зависимости США от торговли с Мексикой и Канадой значительно ниже, тем не менее для Штатов последствия торговой войны будут тоже нелегкими. Даже без учета ответных мер, одно повышение тарифов на импортируемую продукцию приведет к резкому скачку цен на многие потребительские товары в Штатах. Как указывалось выше, 15% от общего импорта США приходится на долю Мексики и 14% на Канаду, добавив еще 14% от Китая, мы получаем в совокупности 43% импорта в США, т.е. почти половина всего американского импорта автоматически значительно подорожает.
Это очень плохо сочетается с важнейшим обещанием Трампа снизить инфляцию. Хотя в своей предвыборной риторике Трамп огромное внимание уделял борьбе с нелегальной иммиграцией, но по всем опросам общественного мнения видно, что именно инфляция была первоочередной проблемой, волнующей американских избирателей. И если первая настоящая торговая война Трампа 2.0 затянется и приведет к значительному всплеску инфляции, то республиканцы практически гарантированно потеряют свое большинство в Сенате через 2 года и «безоблачный» период правления Трампа закончится.
В общем, скучать не придется, запасайтесь ведром попкорна, простым пакетиком тут уже не обойтись.
P.S. "Хромая утка" Трюдо уже объявил об ответных 25% тарифах на американские товары. Ответные меры Мексики и Китая, надо полагать, тоже не за горами.
Підписуйтесь на наш Telegram канал Enigma