Enigma Enigma

Igor Nikitin

2019-08-09 17:50:10 eye-2 2753   — comment 0

Веселье шедевру не помеха: история создания первой компьютерной игры

Sony, Microsoft и Nintendo — крупнейший компании в игровой индустрии. Геймерам они дали платформу для игры, а разработчикам — место для заработка и реализации творческих порывов. Сейчас сложно представить индустрию без этих компаний, но началось все задолго до их появления. Для одних первой игрой стала Super Mario для NES, для других это был Combat для Atari 2600, а кто-то познакомился с играми благодаря автомату Pong. Все же первой игрой для всего человечества стал студенческий проект, историю которого вы сегодня и узнаете.


Первая попытка

Утром 16 июля 1945 года на полигоне Аламогордо в пустыне Хорнада-дель-муерто произошел самый большой в истории человечества атомный взрыв. Это событие означало завершение «Манхеттенского проекта». Спустя несколько недель похожие бомбы сбросили на Хиросиму и Нагасаки. Вторая мировая закончилась.

Одним из участников «Манхеттенского проекта» был Уильям Хигинботам, создавший переключатели с часовым механизмом, которые заставляли бомбу взорваться в нужный момент. Хигинботам осознавала, что он помог сотворить и в послевоенное время старался предотвратить распространение ядерного оружия.

После Второй мировой он стал главой контрольно-измерительного подразделения в Брукхейвенской национальной лаборатории, которая ежегодно открывает двери для посетителей. К сожалению, гостей было мало, и Хигинботам придумал, как завлечь аудиторию.

Ученый решил создать Tennis For Two, электронный теннис, в который можно было бы играть на экране осциллографа. С помощью инженера Роберта Дворка, он построил транзисторную систему, нарисовал поле, а ракетки обозначил тонкими линиями. С помощью больших коробок в виде контроллеров игрокам предлагали перемещать ракетки и отбивать мяч, нажимая на кнопку.

                                                                                            
                                              Фото: MEGA – Museum of Electronic Games & Art

Электронный теннис привлек внимание посетителей, в том числе и школьников, которые не могли оторваться от игры. Из-за такого ажиотажа Tennis For Two установили и в следующем году, в период открытых дверей, но после демонтировали окончательно, пустив игру на запчасти.

Хотелось бы написать, что один из создателей ядерной бомбы стал прародителем игровой индустрии, но увы. Tennis For Two можно считать первой игрой только технически, ведь она была далека от современного понятия «видеоигра». Все же пятидесятые стали неким фальстартом, так как в дальнейшем любые подобные идеи отбрасывались, ведь компьютерные инженеры считали игры пустой тратой времени.

Попробуем еще раз

А вот студенты Массачусетского технического университета считали иначе, вызывая у профессоров приступы головной боли. Молодые учащиеся горели компьютерными технологиями и хотели создавать любые программы, главное, чтобы это было весело. Например, Роберт Вагнер использовал компьютер за 3 миллиона для написания калькулятора, который он в шутку назвал Expensive Desk Calculator (Дорогой настольный калькулятор). Профессор юмор не оценил, и поставил студенту 0, но это ничуть не поубавилось задор.

В конце 1961 года компания DEC предоставила МТИ компьютер PDP-1, стоимостью в 120 тысяч долларов. Он уже не занимал три комнаты, комплектовался клавиатурой и больше напоминал современные ПК. Прибытие этой машины заинтересовало членов клуба Технического Моделирования Железной Дороги. Студенты Стив Рассел и Уэйн Уитэйнем даже собрали комиссию, чтобы решить судьбу PDP-1.

                                                                       Фото: PC Gamer

В итоге парни придумали создать игру, напоминающую космическую дуэль, и назвали ее Spacewar!. Расселу поручили программировать проект, но тот постоянно увиливал, придумывая причины, почему код все еще не написан. В итоге парень признался члену клуба Алану Котоку, что ему не хватает подпрограммы, которая выполняла бы синусно-косинусные вычисления. Коток не медлил и нашел нужную подпрограмму, забрав у Рассела еще одно оправдание.

Spacewar! была готова уже к весне 1962 года. В первой версии игры был только корабль, но ребята поняли, что нужно добавить веселья. В итоге в Spacewar! появилась инерция, карта звездного неба и самое главное — отдельный контроллер, так как клавиатура PDP-1 была очень неудобной.

                                                                       Фото: SyFy

Игра быстро обрела популярность среди учащихся МТИ. Студенты даже оставались на ночь в университете, чтобы поиграть в Spacewar!. Создатели игры даже подумывали продавать свою разработку, но потом осознали, что PDP-1 за 120 тысяч долларов есть не у каждого. Потому программу просто раздавали бесплатно всем желающим. Вскоре Spacewar! начали копировать и другие инженеры для своих компьютеров, а компания DEC, которая и продавала PDP-1, использовала игру для продвижения своих компьютеров, демонстрируя ее клиентам.

Послесловие

Стоит отметить, что Spacewar! была лишь одни из столпов, на которых строилась игровая индустрия. Так, настоящим «отцом» видеоигры стал другой инженер, который и создал первую в мире игровую консоль, но это уже другая история…

Также стоит прочесть:

Підписуйтесь на наш Telegram канал Enigma