По первым результатам встреч по “требованиям России к Западу” можно делать первые выводы. По результатам встречи с Россией первый заместитель Госсекретаря США Венди Шерман заявила что Россия должна сделать выбор между дипломатией и конфронтацией.
Высокопоставленный сотрудник повторила что НАТО никогда не согласится с правом России или кого либо еще на вето в НАТО, подтвердив политику открытых дверей альянса.
Сотрудник министерства иностранных дел Грушко прокомментировал что “Запад не может выбирать между требованиями Москвы” но эти слова мало что стоят. Москве дали понять на удивление прямым, не дипломатическим языком что ее блеф не сработал и не сработает.
Расчет Москвы был использовать кажущуюся слабость Запада и НАТО в Афганистане и неопределенность вызванную пандемией чтобы сместить акценты от ее агрессии в постсоветском пространстве на “требования” и абстрактную “безопасность”, с обычным шантажом нагнетания напряженности.
Этот расчет не увенчался успехом. Никто не говорит о снижении санкций, отказе от поддержки Украины и признании российской аннексий Крыма, результаты только обратные. Действительно, России предложили переговоры в конкретных областях, таких как ограничение вооружений и кибербезопасность, но конечно же Москва показала к этому минимальный интерес. Целью требований были не честные переговоры а признание хотя бы частичное, ультимативных, безосновательных и произвольных требований.
Сегодня Москве показали и сказали прямым открытым языком что все это видят, понимают и никаких уступок “просто потому шо” не будет. Нет, не Западу а Москве придется выбирать между отводом войск и честными переговорами и значительными, серьезными и болезненными санкциями в случае обострения. И это ставит ее в глупое и трудное положение, но это уже проблемы ее, не Украины.
Существенным вопросом для Украины остается продвижение в НАТО, поскольку эти события показывают еще раз и со всей очевидностью что до полноправного вступления безопасность страны не может быть гарантирована. И первым и совершенно необходимым этапом на этом пути является получение ПДЧ (плана действий по членству). Здесь остается заметить что если продолжать делегировать этот вопрос разнообразным чиновникам и правительствам, можно предположить продолжение тенденции наблюдающейся с 2005-2008 г. когда различные фигуры и правительства вспоминают о НАТО за несколько месяцев до выборов с возвращением вопроса на круги своя сразу после.
Мое частное заключение по этому вопросу: если гражданское общество не найдет возможности вести, поддерживать, продолжать и выполнять этот ключевой национальный проект, ожидать реальных результатов придется еще долго. Дело конечно не в притчах а в реалиях осуществления значительных социальных проектов. Это требует больше, значительно и неизмеримо больше деклараций и намерений.
Підписуйтесь на наш Telegram канал Enigma